Быстрые годы
Песни на его стихи в разное время исполняли группы «Белый орел», «Бригада С», «Любэ», Лайма Вайкуле, Валерий Леонтьев, Николай Басков… Пожалуй, самая известная из них – «Как упоительны в России вечера», которую в шутку называют неофициальным гимном страны. Естественно, она прозвучала на творческой встрече в исполнении самого автора. Спел он и некоторые другие, рассказал об истории их создания, а также читал стихи и отвечал на вопросы заинтересованной молодой аудитории, которая, как оказалось, неплохо знает его творчество.Вспоминая о годах, проведенных в институте, Виктор Пеленягрэ заметил, что они прошли очень быстро.
– Я это понял, когда закончил пединститут, а потом в литинституте они прошли еще быстрее. Это какая-то засада – время. Не только климат изменился, но и время спрессовалось, – пошутил он. – Я учился вместе с Александром Долгополовым, который работает на одном из калужских заводов, Владимиром Глазковым, он актер в Санкт-Петербурге. Я с ходу не смогу назвать какие-то фамилии, но со мной вместе училось много хороших людей.
Два триолета в одной песне
Поэт рассказал, что первые стихи написал как раз в Калуге. Здесь же сочинились и первые песни. Они исполнялись в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» ТЮЗа, которым руководил тогда Николай Троицкий.Конечно, поэта спросили, как появились стихи к песне «Как упоительны в России вечера».
- Я задался целью написать лучший триолет. Это стихотворение из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвертой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. Сочинил его в 20 лет, а через 18 лет к нему написали музыку. В ходе творческого процесса стало понятно, что одного триолета мало, и пришлось писать еще один. В результате получилось два триолета и одна хорошая песня, - рассказал Виктор Пеленягрэ.
Он посетовал, что сейчас любую песню называют хитом.
– Я не понял, зачем на конкурс «Евровидение» в этом году посылают исполнительницу Манижу. Она красивая, интересная, но о чем поет? Мне кажется, что это должна быть песня, которую полюбит народ. Пусть ее не полюбит европейское толерантное сообщество, зато наши зрители услышат хорошую красивую песню, - сказал поэт.
Алфавит из песен
Студенты спросили у гостя, как ему удалось стать автором текстов песен многих популярных исполнителей отечественной эстрады.
- Все делалось как-то помимо меня, исполнители сами меня искали, я для этого ничего не делал. Вот с «Бригадой С», например. У меня был приятель, к которому я прихожу как-то, а он говорит, что занят, пишет песню. Я с ним поспорил, что напишу хороший текст за десять минут. Написал даже за девять. Так появилось «Ностальгическое танго». После того как Сергей Крылов спел «Девочку мою», к нему подошла Лайма Вайкуле и поинтересовалась, кто написал эти слова, нашла меня, попросила, чтобы я и для нее что-то сочинил, оставила номер телефона. Но я его потерял. Однако она оказалась настойчива, знала, что я напишу лучшие песни в ее жизни, - сказал поэт.
Он пошутил, что написал песни для всех, от Аллегровой и Апиной до Шуфутинского, в этом списке вполне мог бы оказаться и Яак Йоала, но уже не было Советского Союза. А по названиям песен – от «Акапулько» до «Я вышла на Пикадили» – получаются первые и последние буквы алфавита.
Литературная банда
Рассказал Виктор Пеленягрэ и о своем участии в заметном литературном движении 90-х годов – куртуазном маньеризме, одним из основателей которого он был.
- Мы остались в истории литературы. Кто написал лучшую песню XX века о России «Как упоительны в России вечера»? И пусть в XXI-м напишут лучше. Это просто один пример. Я знал, что пробиваться в литературе лучше бандами. В XX веке были футуристы во главе с Маяковским, кубофутуристы с Северяниным. Так решили и мы. Встретились с Вадимом Степанцовым, потом появились Дмитрий Быков, Саша Бардадым...
Куртуазных маньеристов любил Евгений Александрович Евтушенко. К сожалению, мы не отвечали взаимностью, потому что были молодые и дерзкие, называли его политическим беженцем и эмигрантом, за то, что он тогда жил в Америке. Я как-то слышал его интервью по радио, и на вопрос о маньеристах он вскипел и сказал, что мы отплясываем канкан на идеалах шестидесятников. Мне это выражение очень понравилось, - сказал Виктор Пеленягрэ.
Сейчас поэт по-прежнему пишет песни и издает книги.
- Для чего я пишу? Чтобы сделать всех счастливыми. Это Франц Кафка в свое время пытался сбить литературу с дороги. Литература и поэзия нужны. Без нас не было бы кино, песен, театра, застолий, вообще жизни не было бы. Ведь мы утром встаем под песню «Нас утро встречает прохладой», а засыпаем под «Как упоительны в России вечера», - пошутил в своей манере поэт.
Одно из стихотворений Виктора Пеленягрэ вошло в 1995 году в антологию «Строфы века», составленную Евгением Евтушенко. Оно посвящено Калуге.
Этот город я знал наизусть:
На холмах цепенели церквушки,
Вдоль дороги брели побирушки,
А у въезда грозились мне пушки,
– Я сюда никогда не вернусь.
Черта с два я слезами зальюсь!
Где вы, девицы, ласточки, душки?
Смолкли громкие наши пирушки,
Но пером от случайной подушки
Я с тобою за все разочтусь.
Орден куртуазных маньеристов — российская поэтическая группа, сформировавшаяся в 1980-е годы и организационно оформившаяся 22 декабря 1988 года. В названии использованы два термина: маньеризм — течение в европейском искусстве XVI века, отличающееся напряженностью образов и манерностью форм, и куртуазность — система правил поведения при дворе в Средние века, которая включала куртуазную, то есть возвышенную, любовь к Даме. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором.
Фото автора и из открытых источников.