Хорошо забытое доброе

Антон БОГУН
06.03.2020 13:51
Яркая премьера студенческого театра Института атомной энергетики.

    Бывает так, что премьера ещё не состоялась, а у постановки уже сложилась своя судьба. Так случилось и с мюзиклом «Дипломная практика», премьеру которого представил студенческий театр обнинского Института атомной энергетики.

   Сначала о грустном

    Утро 22 февраля 1992 года. Он ехал на своей «шестёрке» с дочерью. Собрался поворачивать налево, но в этот момент в него с огромной скоростью врезалась «Волга». Удар пришёлся на сторону водителя, и дочь не пострадала. А он… Двое суток врачи Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга боролись за жизнь музыканта. Но 25 февраля его сердце остановилось. За три месяца до сорокалетия. Так российская сцена потеряла одного из ярчайших композиторов-песенников Виктора Резникова. Но осталась его музыка…

   Звёзды сошлись

    Больше десяти лет обнинский музыкант и звукорежиссёр студенческого театра Владимир Чучелов грезил мюзиклом на основе песен Резникова. По случайному стечению обстоятельств ему в руки попали партитуры и даже малоизвестные клавиры, импровизации композитора. Тогда музыкант загорелся идеей осуществить лёгкий эстрадный ремейк пьесы «Жили три холостяка», но свести хиты 90-х в один сценарий не удавалось. Пока другой обнинский музыкант, сценарист и актёр Денис Скобеев не взялся перелопатить водевиль столетней давности.

    С присущей студенчеству лихостью три океанолога были превращены в аспирантов-ядерщиков, а действие перенеслось в Обнинск, что ничуть не повредило сюжетной линии. А название изменилось с «Трёх холостяков» на «Дипломную практику». Владимир Чучелов подобрал резниковский репертуар. И, что удивительно, написанные 30 лет назад песни, абсолютно не связанные между собой, так вписались в сценографию, что даже ничего не пришлось редактировать и подгонять.

   Свобода творчества

    Бессменный режиссёр студенческого театра ИАТЭ Юлия Носова в очередной раз дала возможность своим актёрам взять на себя роль режиссёров.

    – Они уже второй мюзикл без меня делают, – признаётся Юлия. – Денису нравится этот жанр, он с ним неплохо справляется. Хорошая затея, особенно песни Резникова, которые Вова Чучелов откопал из небытия.

    Для Дениса Скобеева и режиссура, и сценарное дело не в новинку. Одной из последних его работ стал сценарий к документальному фильму Сергея Варицкого «Поколение зубров». А начиналось всё со студенческих капустников.

    – Свой первый опыт постановок я получил, ещё будучи студентом ИАТЭ, на студенческих самодеятельных мероприятиях, – вспоминает Денис. – А затем это переросло в первую более или менее значимую работу – студенческий мюзикл «Мы», где я выступил в роли сценариста, режиссёра и актёра. Потом были и другие работы. И вот – новый мюзикл.

    Вторым режиссёром выступила прима театра Екатерина Лахтикова. И для неё это был первый опыт работы со взрослыми актёрами. До этого – всё больше с детьми. В отличие от Дениса Екатерина специально не стала смотреть киноверсию, чтобы не зависеть от неё, не попасть под влияние. Хотелось попробовать сделать что-то своё.

   О старом по-новому

    Молодые постановщики старались осовременить водевиль 20-х голов прошлого века. Всё начинается с несколько, на мой взгляд, затянутого пролога в формате телерепортажа на большом экране арьерсцены на вполне современном русском языке.

    – Мне кажется, нам удалось сделать историю понятной для нынешней молодежи, – рассказывает автор сценария. – Однако одновременно с этим есть и те вещи, которые дались нелегко. Мне было очень жалко изменять некоторые изначальные гениальные диалоги, которые по временным признакам не подходят к сегодняшнему дню. В наше время студенты так не разговаривают, но, несмотря на это, волевым решением я оставлял такие диалоги. И мне кажется, что иногда у зрителя может возникнуть временной диссонанс.

    Однако этим диссонанс не ограничивается. Особенно для тех, кто знаком с киноверсией. Песни Резникова многих застали врасплох. Это было неожиданно и интересно. К тому же надо отдать должное актёрам театра, которые в отличие киноактёров все партии поют сами. Никакого дубляжа. Никакой фанеры. Но, как в любом мюзикле, где ставка делается на вокал и пластику, как таковой актёрской игры было не много. Хотя справедливости ради надо сказать, что за долгие годы дружбы с этим коллективом я не могу не заметить актёрского прогресса. Особенно у мужской части труппы. Парни стали более пластичны, свободнее на сцене. И в этом бесспорная заслуга главного режиссёра, который пестовал каждого студента ИАТЭ, желающего проявить себя в актёрском ремесле.

    Премьерные показы «милого пустячка» сопровождались аншлагами. И вот ещё одно совпадение. Никто специально не подгадывал, но так получилось, что премьерная неделя состоялась в годовщину гибели Виктора Резникова. Снова звёзды сошлись. Так что овации были адресованы и ему.

    – Мы сняли наш спектакль на видео и хотели бы показать сыну Виктора Резникова, – говорит Владимир Чучелов. – Очень бы хотелось, чтобы ему понравилось.

0I0bAQsadzg.jpg
    Последние аплодисменты

    В минувшую среду Обнинск простился с Верой Петровной Бесковой. 3 марта исполнилось девять дней со дня ее смерти. Несколько десятилетий она возглавляла Народный театр, который ещё при её жизни именовали театром имени Бесковой, а в простонародии просто «Бесковым». В прошлом году труппа отметила 65-летие, а Вере Петровне исполнилось 95. Она была не только постановщиком, но и сама брала на себя непростые роли. За более чем полвека Вера Бескова вырастила плеяду блистательных актёров академической школы, поставила десятки, если не сотни разноплановых спектаклей. В последние годы она уже не выходила на сцену и всё реже появлялась во Дворце культуры. Но на свой юбилей в сентябре она всё же приехала. И зал приветствовал её стоя…

Фото: Игоря ШАРДИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика