Собирал и продолжает собирать все, что связно с прошлым родного края, его людьми, что уцелело в горниле войн, революций, перестроечную разруху. От прялок и льномялок до старинных богослужебных книг, лампад и народных духовных песнопений. Набралось на целый музей при Казанском соборе, настоятелем которого протоиерей Алексий Жиганов является.
Окончание. Начало в № 46 от 11 ноября.
В русском духе
Рушников – стена! С розанами, диковинными птицами, трогательными надписями. Такие клали в приданое, дарили жениху, повязывали дружкам на свадьбе, украшали красный угол.– Это рушники второй половины XIX – начала XX веков. Орнаменты … «мыльные», – рассказывает Галина Гончарова, хранительница фондов музея.
– ?!
– Схемы для вышивок печатали на обертках мыла фирмы «Брокар и Ко». Идею Генриху Брокару подсказала его супруга Шарлотта. Мыло делали в форме овощей и зверюшек, с буквами алфавита, рисунками на обертках. Цена – копейка. Ехал хозяин с ярмарки – вез домой гостинец. Так копеечное мыло сделало Брокарам миллионы, – объясняет Галина Федоровна.
В экспозиции заняли место самые яркие рушники, а всего их в собрании музея больше полутысячи. С рушниками перекликаются народные костюмы. «Добрыя, празничныя» поневы, «сарахваны» и «хвартуки». Яркие и совсем не похожие на наряды а-ля рюс, в которых выходили на сцену еще в советские времена.
В конце нынешнего лета в Людинове побывала команда проекта «Народный костюм Калужского края». Его инициатором выступил Алексей Кузнецов, руководитель этнографического музея «Юхновград». Не могли этнографы, которые занимаются созданием электронного каталога и альбома нашего традиционного костюма, проехать мимо «рухлядной» отца Алексия – там только костюмов его родной деревни Черный Поток больше десятка. Готовясь к встрече, батюшка впервые за многие годы открыл все сундуки, шкафы, развязал узелки. Провели фотосессию в старинных одеждах. Женщины и девушки XXI века учились обувать лапти, надевать рубахи, поневы, повойники.
– Рубахи носили с пазухой – напуском, чтобы работать было удобно. Когда на себя костюм надеваешь, сразу чувствуешь, что в нем все продумано, – поделилась Галина Гончарова.
Вместе с Надеждой Васильевной Бутузовой они потратили много часов, реконструируя старинную одежду. Многое попадало в музей изрядно побитым временем. Приходилось восстанавливать ткани, вышивки – одних швов освоить 200 видов, а пояса вообще делать заново.
– Батюшке иногда приходилось выпрашивать у хозяек части ценной вышивки, которая уже использовалась в качестве кухонной ветоши. Создавать точные копии старых костюмов теперь невозможно, даже владея навыками рукоделий того времени. Из-за отсутствия материалов (старинных ниток, позументов, лент) можно сделать лишь реплики. К реставрации подходим очень бережно, тщательно подбирая старые фрагменты и современные материалы. Стараемся создавать реплики костюмов не «в русском стиле», а в русском духе, в духе времени и места бытования с сохранением образов и традиций. Конечно, гордостью каждого коллекционера являются оригиналы костюмов. Но целью современных этнографов (на мой взгляд) является изучение, представление красоты женщины, далекой по времени, но близкой по ощущению образа нашего родного края, – считает Галина Федоровна.
Жемчужины Чёрного Потока
Если вам попадется книжка «Черный Поток. Традиции одной деревни» – хватайте не задумываясь. Она вышла весной нынешнего года и уже стала библиографической редкостью. Отец Алексий работал над ней вместе с Татьяной Хвалебновой, много лет посвятившей изучению крестьянского костюма Калужской губернии в областном Доме народного творчества, Тамарой Ситько, создателем и руководителем фольклорного ансамбля «Роща».Фотографии ласкают глаз изысканностью красок и фасонов традиционной одежды. Есть подробные описания и даже выкройки. Вдруг захотите повторить! Мало того, найдете, как назывался тот или иной элемент на местном диалекте. Батюшка для книги даже словарик составил. К примеру, «уся абряда» – весь комплект одежды, «лихва» – кокетка рубахи, «кухвайкя» - фуфайка (стеганая верхняя одежда на вате).
Следующие разделы посвящены музыкальному наследию Черного Потока. «В Черном Потоке – жемчужины песни» назвала я свой материал в 2015 году: https://www.vest-news.ru/article/66580, когда впервые услышала «Пряшенька», «Рукавички барановые» и другие от батюшки и Елены Девиной, музыкального руководителя фольклорного ансамбля «Черновцы». Он появился при храме в 2005 году по инициативе отца Алексия. Принял «эстафету» Чернопотокского народного хора, которому в 2025 году исполнится 90 лет. Среди редкостных жемчужин Черного Потока – духовные стихи и народные духовные песнопения.
Я прадалжаю стучять,
Ты прадалжайишъ малчать.
Как жа вайду Я у твой дом
С Духам и Вечным Атцом?
Атвари, атвари, атвари!
Госпаду двери твайи.
Ен у тваё серца вайдеть,
Мир и пакой принисеть.
– Уроженцы деревни еще помнят красоту и благозвучие заупокойного «псалтырного» напева, который в целом еще бытует на территории всего Людиновского района. Самое отрадное, что в бывшей монастырской деревне сохранились старинные духовные стихи и песнопения, – отмечает о. Алексий в предисловии к книге.
Батюшка и сейчас, даже при жесточайшем цейтноте, умудряется выкраивать время для исследовательской работы, пополняет музейное собрание. Музею уже тесно в стенах храма, и скоро он переедет в новое помещение. А в Людинове говорят: «Что отец Алексий собирать ни возьмется – получается коллекция!»
КСТАТИ
В калужском Инновационном культурном центре до 20 ноября работает выставка «Магия калужского костюма», организованная музеем «Юхноврад». Здесь можно увидеть традиционные костюмы рубежа ХIХ – ХХ веков Людиновского и соседних районов.