На пределе честности

Андрей ГУСЕВ
23.08.2019 12:23
Просто о главном.

    Один из самых интересных современных российских священников – протоиерей Георгий (Митрофанов) - на прошлой неделе впервые побывал в Калуге и в храме Георгия Победоносца «за лавками» встретился с прихожанами. Об отце Георгии часто пишут, что он твердый как скала и отвечает на вопросы на пределе честности. В этом смогли убедиться калужане, которым он представил свои книги и ответил на вопросы.

   Мы выбрали самые интересные его высказывания, прозвучавшие на встрече.

    Старайтесь по-христиански поступать, мыслить, а если у вас при этом возникнут трудности, выскажите свои претензии Богу. Я думаю, если с вашей стороны будет истовый вопрос, Бог отзовется. К нему надо чаще обращаться, и тогда ваши вопросы будут решаться. 

   О приходской общине

    - Все, наверное, слышали словосочетания: «я пошел в церковь», «я пришел из церкви». В церкви можно либо быть 24 часа в сутки, либо не быть вообще. Конечно, церковь – это не только храмовое здание. Церковь – это приходская община, которая, как говорили старообрядцы, стоит не бревнами, а ребрами. Если в стране даже нет ни одного храма, а есть люди, верующие в Христа, чувствующие потребность идти к нему, и им в этом помогает священник, тогда церковь начинает жить.

    С одной стороны, средоточием приходской жизни является богослужение, но, с другой, для многих христиан прийти в храм – как в поликлинику к какому-то специалисту. Какому святому поставить свечку, как получить каким-то сверхъестественным образом то, что просто так не выходит, - это не приход в общину, это приход в некое магическое место, где отчаявшиеся получить нормальную помощь люди начинают искать нестандартные пути с помощью небесных специалистов. Христос чаще всего здесь не предполагается. Люди, так потребительски обращающиеся к церкви, остаются язычниками.

    Настоящий христианин начинается с того момента, когда он видит несовершенство свое, несовершенство окружающего мира, несчастья ближних, чувствует свою ответственность и задается вопросом: а что должен сделать я, чтобы человеку стало лучше? У меня нет сил сделать это самому – я обращаюсь к Господу дать мне эти силы и помочь стать христианином. И когда другие вокруг меня озабочены тем же самым, тогда становится легче, уже возникает ощущение, что мы можем помочь друг другу вместе со священником не только совершить богослужение. У нас возникает возможность начать вести себя по-христиански, полагаясь на тех, кто рядом.

    Протоиерей Георгий (Митрофанов) родился 19 марта 1958 года в Ленинграде, в семье капитана 1-го ранга. Служил в ВМФ. Окончил исторический факультет ЛГУ, Ленинградскую духовную семинарию и духовную академию. С 1988 года – священник. Кандидат философских наук, магистр богословия, преподаватель истории Русской церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии постдипломного педагогического образования. 

   О потребительском отношении

    - По разным причинам, но одна из них очень важна, среди представителей добросовестных врачей, порядочных священников и честных полицейских много пьющих людей. Люди приходят к ним, когда им плохо, и эти порядочные представители пытаются помочь. Когда человек вылечивается, проходит сложная или криминальная ситуация, люди благодарят, уходят и стараются потом избегать общения, потому что этим представители напоминают, как обратившимся было страшно во время операции, какой-то криминальной опасности или они предстали в немощи.

    Нас потребляют и нас же потом бросают. Это тяжелый стресс, который во многом способствует тому, что эти три не худших категории людей прибегают к исконно русскому способу расслабиться. Поэтому всех их надо беречь и дорожить ими.

    Некоторые священники, стараясь избежать таких последствий, становятся чисто формальными, не входят в живое общение. Часто это потому, что они избавляют самих себя от риска доверия, понимая, что он может быть не оправдан и люди их потом оставят. Как историк, могу сказать, что в 1937 году, когда много тысяч священников было репрессировано, степень предательства их со стороны прихожан была безмерна.

   О Николае II

    - Для одних – бездарный царь, для других - великомученик. Его несчастьем было то, что он родился не в то время и не в том месте. Но одно было ему свойственно – он очень хотел быть настоящим русским человеком. И такой же русской государыней хотела стать императрица. Они повторили судьбу многих русских людей и умереть смогли лучше, чем жили. Они в последний год своего заключения преобразились. Каждый день вставая, читая молитву, ожидали, что их будут убивать. Поэтому и были канонизированы как страстотерпцы, государи, принявшие безвинно смерть с христианским смирением.

    Не надо видеть в канонизации показатель того, кто свят, а кто нет. К этому надо относиться спокойнее. Гораздо серьезнее проблема в том, что среди новомучеников, погибших в ходе политических репрессий, а речь идет о сотнях тысяч, очень мало обычных мирян, чем канонизованных по социальному статусу.

   О посте

    - Пост предназначен для здоровых мужиков, живших в Средиземноморье, как правило, 20-30 лет. Тогда редко доживали до 40-50 лет, люди умирали от инфекционных болезней, а не от старости. У нас совершенно другие климатические условия, иной возраст, обстоятельства жизни, а главное, что мы не только молимся, мы еще и трудимся, испытываем стресс. И наши богослужебные труды с этим должны быть связаны.
У меня есть интересный прихожанин. Он как-то пожаловался, что времени нет молиться по утреннему правилу, но отметил, что перестал про себя нецензурно выражаться. Я ответил, что это и есть его продвижение к молитве.

    Молитва – это состояние души. К этому приходишь не сразу. Но Бог всегда рядом с вами. Необязательно прочитывать ему молитвы, в которых мы объясняем ему, какой он хороший и какие мы плохие. Он все это знает. Обращение к нему нужно прежде всего для нас, а не для Бога.

   Об обращениях к Богу

    - Чем больше ты живешь в этой жизни, тем больше понимаешь, что, когда ты пытаешься реализовать какие-то свои стремления, они оказываются тебе самому вредны. Я хочу этого, получаю и - разочаровываюсь. Поэтому самые мудрые слова: да будет воля Твоя. Когда мы живем и начинаем понимать, что надо надеяться на то, чтобы в жизни исполнилась воля Божья, становится спокойнее. Бог лучше нас знает, что нам надо, а мы часто обольщаемся собой, своими желаниями, включая то, что нам совершенно не нужно. Бог готов вести нас по жизни, но мы ему постоянно мешаем, выдумывая его образ как в когда-то популярной песне: «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». И Бог тогда делает то, что мы хотим вопреки его воле. И что мы получаем?

   О проекте

    Информационно-просветительский проект «За лавками» представляет собой площадку, на которой проходят открытые встречи с интересными людьми, нашими современниками. За последние несколько лет героями этого проекта стали ведущий в России сектовед Александр Дворкин, путешественник-велосипедист Егор Ковальчук, священник Георгий Митрофанов, интернет-блогер Дарья Косинцева, московский музыкальный хардкор-коллектив «От юности моея» и многие другие. 

    Ближайшая встреча состоится в конце сентября, гостем общины калужского храма Георгия Победоносца «за лавками» станет один из самых известных священников современной Русской православной церкви Алексей Уминский. 

    Подробнее об анонсах можно узнать на сайте hram-kaluga.ru, а также на его страницах социальных сетей.

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика