Нет таблички - нет памятника?
У села Ждамирово в речной петле имеется городище – следы укрепленного поселения, существовавшего с V века: отлично сохранились площадка, высокий вал, въездная дорога. Был и ров - до лета прошлого года, когда его засыпали и заасфальтировали, превратив в автостоянку. Нет, не по злому умыслу – просто не знали, что это часть археологического памятника. В самом деле на этом древнейшем в черте Калуги поселении (можно сказать, она здесь и началась) нет ни памятного знака, ни таблички, ни указателя на автодороге! И пример совершенно рядовой – в области имеются десятки городищ, но лишь считанные единицы из них снабжены информационными табличками! Про туристские тропы к ним даже не упоминаю... Иногда говорят: «А вдруг «черные» археологи узнают?» Так они как раз знают – археологическая карта области давным-давно в открытом доступе, все городища и селища в покопах, а вот рядовые калужане своей древнейшей истории, проходя рядом, не замечают.И не только древнейшей. На домах областного центра есть мемориальные доски «Здесь жил выдающийся деятель N», есть таблички «Памятник архитектуры». Но почему нет указателей «Здесь в XIX веке была типография, постоялый двор, каретная мастерская, сахарный завод»?.. Это же и есть живая история города! Многие ли знают, что в домах на ул. Баумана против Георгиевского собора был старейший в России сахарный завод? А в здании автошколы на Достоевского – почтовая станция? Про область и говорить нечего.
Кто знает, проезжая через реку Желовь по дороге на Перемышль, что буквально метрах в 200 находится уцелевший первый в области железобетонный мост необычной архитектуры? А когда едешь в Тулу, что справа проходит хорошо сохранившаяся старая мощеная дорога, а слева, в Дугне, не столь, увы, хорошо сохранившийся древнейший чугунолитейный завод? На Варшавском шоссе уцелело три почтовых станции XIX века – указателя нет ни у одной!
О старинных усадьбах и их хозяевах написаны глубоко научные книги, но рядовые калужане их не читают (потому что написаны глубоко научным языком). А вот дорожный указатель заметили бы.
Без права доступа
Но много ли таковых вы видели? Но, допустим, вы узнали об исторической усадьбе и решили ее посмотреть. Если она в развалинах или имеет хозяина-частника – сделать это, как правило, несложно (если хозяин, конечно, не огородил свои владения глухим забором). Но во многих исторических домах нынче школы, больницы, администрации и прочие учреждения. Помимо того, что на них памятных табличек нет, не приведи господи притормозить здесь и достать фотоаппарат!Конкретный пример осени прошлого года – школа в Сашкине Ферзиковского района, в бывшем доме просветителя Янышева, возможно, самая старая в области – находится здесь с 1899 года! Мало того, что памятного знака нет, так и ее охранник с учителем выбежали: «Вы зачем снимаете? Уставом школы это запрещено, уезжайте». А вот в Древнем Риме на виллах патрициев писали иначе: «Заходи! Будем рады».
Что уж говорить о промышленных предприятиях! В прошлом же году, даже с рекомендацией от «КГВ», в осмотре памятников на территории Людиновского тепловозостроительного завода (старое депо, локомотив и локомобиль) мне отказали. Секретарь и начальник службы охраны предложили письменно обратиться в совет директоров (???) компании «Синатра» (где-то в Томске). Зато в центре Людинова установили «памятник», доступный для всех: кусок рельсового пути, придавленный валунами. Приобщайтесь к истории Мальцовского заводского округа, гремевшего в конце XIX века на всю Россию, гордитесь созданными на малой родине техническими шедеврами, уважаемые людиновцы!
«Без паники, – скажет читатель, – музеи есть!» А знаете ли вы музеи? Знаете, что в области есть музеи пожарной охраны, радиосвязи, истории электросетей, железных дорог, МВД и ГАИ? Знаете ли о минералогическом музее? Наверняка большинство услышало о них впервые, потому что музеи эти – ведомственные. Таблички на них если и есть, то микроскопических размеров, и просто так в них не попадешь, поскольку большинство находится на охраняемых территориях. Даже школьные экскурсии почти никогда не водят, что тоже понятно: если учитель и узнает вдруг про музей, не так-то просто будет найти контакты хозяина.
Так что же делать, кто должен исправлять ситуацию? А вот этого я и не знаю…
Так что же делать, кто должен исправлять ситуацию? А вот этого я и не знаю…
Фото: Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН.