Неизвестное об известном

12.07.2019 16:54
Воспоминания Юрия Зельникова о знакомстве с прославленным земляком

С известным композитором Серафимом Туликовым я познакомился в 1994 году после юбилейного (на его 80-летие) концерта в Калуге. Посмотрел, послушал, как он давал интервью. Понял, что это неординарный человек.
- Серафим Сергеевич, здравствуйте. Я хотел бы написать книгу о Вас и Вашей жизни.
Композитор снисходительно и оценивающе посмотрел на меня сверху вниз, хотя был ниже меня ростом.
- Молодой человек, а сколько Вам лет?
- 44.
- Вы неприлично молоды!..
Так началось наше знакомство с Серафимом Сергеевичем. И сегодняшний рассказ о его жизни – практически история из первых уст.

Детство
История жизни Серафима Туликова многие годы была полна скрытых фактов. Достаточно сказать, что далеко не все знают о том, что даже фамилия – Туликов – у него не родная. Это последствие сложной семейной драмы и трагедии детства композитора.
Будущий композитор Серафим Сергеевич Туликов родился в Калуге 24 июня (7 июля) 1914 года, в семье служащего. Он был единственным сыном в семье бухгалтера Калужского губсобеса Григория Терентьевича Бобоедова и домохозяйки Александры Александровны Бобоедовой (в девичестве Шмаковой).
Совместная жизнь его родителей после рождения сына, увы, продолжалась недолго, около четырех лет. В 1918 году отец Серафима неожиданно развелся со своей женой и женился на Марии Васильевне Мельниковой, бывшей до этого подругой матери.
После развода отец съехал с квартиры, которую снимала семья Бобоедовых. Это была квартира в бывшем «доходном доме» Тисовой (ныне - д. № 22/50 по
ул. Воронина). Вскоре пришлось отсюда уехать и матери вместе с Серафимом, так как платить за квартиру было нечем. Мать с сыном перебрались к своим родственникам, братьям Шмаковым, проживавшим в своем доме (ныне
ул. Театральная, д.15). Здесь же находилась мастерская братьев Шмаковых по ремонту музыкальных инструментов.
В такой располагающей обстановке мальчик имел возможность каждодневного занятия музыкой. Выбегая из 1-й совшколы (ныне – ср.школа № 5), где учился, он мчался к роялю. Увидев его, дядя протягивал ему табурет: «Ну, герой, садись! Играй!» Правда, малышу часто приходилось играть стоя, так как из-за маленького роста его ноги не дотягивались до педалей.
Отрочество
После нескольких лет жизни в тесноте у Шмаковых, мать с сыном поселились на Знаменской улице у ее сестры – Марии Александровны Шмаковой (в замужестве Туликовой). Ее муж, Туликов Сергей Михайлович, был потомственным обувным мастером. Семья Туликовых, как и Шмаковых, была музыкальная. Дядя и тетя лихо играли на гармошке и были завсегдатаями всех свадеб на этой тихой окраине Калуги.
Когда Серафиму исполнилось 13 лет, неожиданно от сердечной недостаточности умерла его мама. Встал вопрос, с кем дальше будет жить мальчишка. Его отец Григорий Терентьевич, работавший в это время в Калуге главным бухгалтером губсобеса, после развода с сыном практически не знался. Все общение заключалось в том, что он присылал по почте алименты. Разумеется, в такой ситуации понятна была резко негативная реакция обиженного мальчишки, который наотрез отказался идти жить к отцу. Сима предпочел остаться в семье дяди, где и Сергей Михайлович, и Марья Александровна тепло относились к мальчику. В результате Серафим был усыновлен родственниками и получил не только фамилию дяди - Туликов, но и его отчество – Сергеевич (вместо Григорьевич). Так Серафим Бобоедов стал Серафимом Туликовым.
Юность
Осенью-зимой 1931-32 года Серафим упорно готовился к поступлению в Московскую консерваторию. И в августе 1932 года, сдав выпускные экзамены в Калужской музыкальной школе и собрав нехитрые пожитки, С. Туликов сел в поезд, отправляющийся в столицу.
Провинциалу пробиться в Московскую консерваторию было чрезвычайно сложно во все времена. Но Туликов был принят в музыкальное училище (техникум) при Московской консерватории по классу фортепиано, осознавая позднее, что для консерватории он был тогда «еще сыроват». Так начался московский период жизни будущего композитора. Общежитие, карточки, голод начала 1930-х годов.
В 1935 году, еще не окончив училища, Туликов подал заявление в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Его учителем стал профессор, композитор Виктор Белый, автор знаменитой в те годы песни «Орленок».
В годы учебы в консерватории
С. Туликов начинает сочинять музыку. В консерватории им были написаны фортепианные (соната и фуга) и камерные сочинения, несколько романсов. К выпускным экзаменам им была подготовлена симфония в 4-х частях (ре-минор).
Путь к признанию
Когда началась война, стало не до музыки. Клубы закрывались, работы не стало. В начале декабря 1941 года
С. Туликов эвакуировался в Алма-Ату к семье. К тому времени его жена Софья уже ждала будущего ребенка.
Здесь же, в Алма-Ате, в ужасных жилищных условиях, композитор буквально набрасывается на сочинение музыки. Порой приходилось писать, как вспоминал сам композитор, сидя на чемодане, так как у единственного стула была сломана ножка. И тем не менее в эти годы из-под его руки выходят десятки песен (более 60), в основном оборонной тематики.  
Вновь в Москве С. Туликов оказался в декабре 1944 года. Закончился кошмар эвакуации, но начался новый – скитания по квартирам и поиск работы. Эти первые послевоенные годы для композитора и его семьи были исключительно тяжелыми. Лишь в 1948 году композитор поступил на должность художественного руководителя и директора ансамбля песни и пляски при Московском управлении трудовых резервов, где проработал до 1953 года.
В 1947 году Туликов пишет песню «Мы за мир!» Через два года она станет знаменитой и выдвинет имя композитора в число самых известных музыкантов в СССР. За эту и четыре других песни («Лес-богатырь», «Расцветай, земля колхозная», «Песня о Волге», «Приезжали на побывку») С. Туликов в 1951 году будет удостоен Сталинской премии.
Когда просматриваешь список всего созданного композитором, поражает феноменальная работоспособность патриарха советской песни. Им написано более 470 песен! С. Туликов откликался едва ли не на все текущие события, происходящие в жизни страны. По существу, песни С. Туликова - это хроника жизни страны, ее внешних проявлений, выраженная в музыкально-поэтической форме. До самого последнего года композитор работал над новыми произведениями.
Патриот с душою лирика
В последние 15 - 20 лет С. Туликов писал в основном лирические песни. И даже его гражданская лирика этих лет, как, например, известный «Бамовский вальс», пронизана удивительным лиризмом и мягкостью. А его чудесная мелодия «Не повторяется такое никогда» («Школьная пора»)? Она и много лет спустя удивительно современна. Откровенно жаль, что многие из его песен последних лет остаются сегодня практически неизвестными широкой аудитории. Увы, время и рынок диктуют свои жесткие порядки и правила.
Конечно, ничто не вечно под луной. И песни, написанные в иную эпоху, со своим мироощущением, посвященные конкретным событиям тех лет, не могут сегодня привлекать к себе слушателя точно так же, как 40 - 50 лет назад. Но отменное качество музыки многих произведений композитора прошло испытание временем. И даже такие специфические, явно не ко двору сегодня песни, как «Ленин всегда с тобой», «Мы за мир!» и другие, всегда будут цениться знатоками за их великолепный музыкальный материал и за вдохновение, с которым они были написаны мастером.
В Калуге Серафима Сергеевича помнят и чтут за искреннюю любовь к родному городу, за удивительно нежную и задушевную песню «Город юности моей» («Здравствуй, милая Калуга»).
Общение с композитором, многолетнее с ним знакомство оставило у меня ощущение счастливых встреч с талантливым человеком, земляком, которого, несомненно, коснулся дар Божий. Туликов не дожил до своего 90-летия нескольких месяцев, уйдя от нас в конце января 2004 года. Серафим с небесной высоты взирает на то, что делается на земле, на его родине, в Калуге.

Фото из архива С. Туликова и Ю. Зельникова.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика