Прощаемся и ждём снова

Татьяна ПЕТРОВА Андрей ГУСЕВ
07.06.2019 13:55
Главное – любовь к гитаре.

    Пять дней последней недели мая традиционно стали в Калуге большим музыкальным праздником «Мир гитары», подарившим зрителям встречи с молодыми и известными музыкантами и коллективами.

   Иванов день

    На каждом фестивале обязательно есть день, посвященный какому-то музыканту. На 22-м это был блестящий инструменталист, композитор и оранжировщик, удивительный музыкант Иван Смирнов. Ушедший осенью прошлого года, он оставил в наследство поклонникам, друзьям, своей группе, в которой играют два его сына, фантастически прекрасную музыку, которую не спутать ни с какой другой.

    На сцене в память об Иване собрались музыканты, много экспериментирующие в музыке, ищущие в ней свое «я». Дуэт, сложившийся в немецком городе Висбадене, как нельзя лучше отвечает цели поиска себя в искусстве. В этом дуэте мирового класса сошлись две уникальные личности: потрясающая белорусская гитаристка Юлия Лонская, учившаяся в Белорусской академии музыки, Международной музыкальной академии Киджи в Италии, у именитых гитаристов мира, и внучатый племянник джазовой легенды Джанго Рейнхардта, племянник цыганского скрипача Шнакенака Рейнхардта, достойный продолжатель фамилии и блестящий гитарист в стиле Latin swing c неповторимым цыганским колоритом Луло Рейнхардт. Лонскую фестиваль помнит по дуэтам с Дмитрием Илларионовым, сольным выступлениям. А Луло в Калуге и в России впервые.

Юлия Лонская и Луло Рейнхардт.JPG

    - Привет! – сказал Луло по-русски, собственно, это немногое из того, что он знает на русском. И все началось. Джипси-джаз, фламенко, пение Юлии, не зря она брала уроки вокала у бразильской певицы Вивиан де Фариас. Дуэт исполнил бразильскую песню про Альфонсину и море - о писательнице, которая заболела и доверила свою жизнь стихии, «Магдалену», музыку, сочиненную Луло в проездке по Индии и вошедшую в новый его «индийский диск». Особо трепетно публикой были встречены четыре произведения Луло, посвященные лагерю Дахау. Там, как рассказал музыкант, ждала смерти перед газовой камерой его бабушка с его маленьким папой на руках, но их спасла русская армия. При этом рассказе и во время исполнения светлых, дающих надежду мелодий увлажнились глаза многих сидящих в зале.

    Потом было «Либертанго» Пяццоллы, а затем Юлия преподнесла публике настоящий сюрпиз, очень искренне исполнив в сопровождении Луло романс русской актрисы французского происхождения Марии Пуаре «Я ехала домой».

    Зажигательным продолжением Иванова дня стал дуэт, который зрители ранее знали как «Белый острог»: Юрий Матвеев, гитара, и Артем Якушенко, электроскрипка. Музыкальные критики уже два десятилетия не могут определиться, к какому жанру отнести то, что играют «сумасшедшие сибиряки», но ребята одинаково желанны и в американском «Линкольн центре», и в российском Концертном зале имени Чайковского. Их музыка какого-то нереального звучания. Впечатлило, что моментами на электроскрипке Артем играл как на гитаре.

    Знаковую для Ивана Смирнова песню «Рандеву» сыграл для публики гитарист Дмитрий Илларионов совместно с перкуссионистом Денисом Коноваловым.

Хавьер Варгас Джон Джаггер. .JPG

    Завершила день памяти группа Ивана Смирнова. Эти удивительно рассветные мелодии звучат теперь напоминанием о жизни блестящего музыканта.

   Блюз и немножко Джаггера

    В этом году наконец-то гитарный фестиваль устроил концерт на открытой площадке. Но тут и погода не подвела, и программа для вечера, состоявшегося в Гостиных рядах, была выбрана оптимально подходящая - блюзовая.

    Три совершенно разных коллектива показывали свое мастерство. Это проект GuitarSummit Тима Дорофеева - победителя конкурса «Квартет 4Х4» канала «Россия К», Vargas Blues Band и Джон Байрон Джаггер (Испания - Великобритания) и интернациональный коллектив Владимира Аветисяна D’Black Orchestra.

    Артисты, выступавшие первыми, представили сет из собственных авторских произведений, соединивших джаз, фьюжн и блюз. Они показали высокий профессионализм, умение чувствовать друг друга и вести инструментальный диалог.

    Их сменил замечательный испанский блюзмен Хавьер Варгас со своей группой. Он по праву считается одним из самых лучших европейских блюзовых авторов и гитаристов. Его «Blues Latino» находится в репертуаре Карлоса Сантаны, а в записи альбомов принимали участие многие известные исполнители, в частности, Джек Брюс, Глен Хьюз, Крис Ри.

Юрий Матвеев и Артём Якушенко.JPG

    Варгас уже приезжал на «Мир гитары», и в качестве приглашенного артиста у него тогда был британский музыкант Крис Джаггер – родной брат Мика Джаггера из «Роллинг Стоунз». На этот раз в качестве вокалиста несколько песен исполнил Джон Джаггер – сын Криса Джаггера и, естественно, племянник Мика. Джон не только напоминает своего дядю в молодые годы, у него тоже довольно высокий выразительный голос и своеобразная пластика на сцене, отсылающая к фронтмену тех же «роллингов». Ну и, конечно, Джон Джаггер не мог обойти стороной их творчество, исполнив, в частности, культовую «Sympathy for the Devil» и  великую «Honky Tonk Women».

    Замечательную атмосферу создал во внутреннем дворе Гостиных рядов D’Black Blues Orchestra - коллектив Владимира Аветисяна, объединивший ярких и талантливых исполнителей из США, России, Бельгии, Швейцарии, Испании. Программа, обозначенная им как история блюза, стала синтезом всего интересного, что есть в блюзе, фанке и лучших образцах поп-музыки. Владимир Аветисян свое увлечение блюзом объясняет так: «Он идентичен жизни. Но есть черты, которые присущи только блюзу, – отрицание посредственности». Посредственности здесь места не было. Гитары, перкуссия, ударные, саксофон, тромбон, клавиши, четыре бэк-вокалистки и уникальное световое оформление создавали праздник, расставаться с которым не хотелось.

   Когда на сцене звёзды

    Тогда зрительный зал, поначалу сдержанный и консервативный, превращается в танцевальную площадку. Так произошло, когда перед калужанами выступали гитарист Роман Мирошниченко и его проект ALL STARS и трио знаменитого рок-музыканта Марко Мендозы.

    Роман Мирошниченко представил на суд меломанов свою новую коллаборацию, в которую входят бас-гитарист Доминик ди Пьяцца, барабанщик, семикратный обладатель премии «Грэмми» Пол Вертико и пианист Янош Наги. Этот коллектив исполнил продолжительный сет, в который вошли произведения как самих участников, так и Джона Маклафлина и Ларри Кориэлла. Американский бас-гитарист Марко Мендоза на сцене отыграл с большим удовольствием. Он совершал пробежки в зал, заводя публику, которая живо на это откликалась. Очень скоро чопорных и сдерживающих свои эмоции зрителей в зале не осталось.

Группа Ивана Смирнова.jpg

    Творческий портфель Мендозы включает в себя работу с Гэри Муром, группой Whitesnake, Долорес O’ Риордан и многими другими именитыми персонажами рок-музыки. Он и сам настоящая звезда рок-н-ролла 80-х годов. Временами казалось, что ты присутствуешь внутри какой-то из программ золотой поры канала MTV. Трио, в которое кроме Мендозы входят барабанщик Кайл Хьюз и гитарист Томми Джентри, исполнило творение Стиви Уандера «Higher Ground» и «Дайте миру шанс» Джона Леннона. Представил Мендоза в Калуге и свой новый сольный альбом «Viva La Rock».

   Завершили премьерами

    Они прозвучали в исполнении Вадима Чебанова, знакомого калужанам по участию вместе с Иваном Смирновым и Дмитрием Мирошниченко в «Русском гитарном трио».

    Концерт для гитары, вдохновленный творчеством Пако де Лусия, исполнил Флако де Нерья (Австрия), а гитарист-виртуоз Дмитрий Илларионов и джаз-дуэт «Братья Ивановы» представили новое экспериментальное направление «джаз-барокко». Выступление музыкантов сопровождал оркестр «Русская филармония», которым дирижировал Сергей Тарарин.

Фото Георгия ОРЛОВА, Сергея ЛЯЛЯКИНА.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика