С Калугой приключился фестиваль

Александр ФАЛАЛЕЕВ
27.09.2019 15:00
Шумный, атмосферный, захвативший театральную публику с первого дня и не отпускавший до последнего.

    Старейшины российских театров дали разнообразную пищу для размышлений над принципами современного прочтения хорошо известной драматургии и продемонстрировали собственный взгляд на сохранение традиций классического русского театрального искусства.

   Закрыли и тут же открыли

    VII фестиваль «Старейшие театры России» закрылся 22 сентября комедией в двух действиях по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке главного режиссёра театра Калужской драмы. Закрыли. И тут же объявили о том, что новый 243-й театральный сезон считается открытым. Ну, это для того, чтобы зритель не скучал долго. А то, что труппа уже на следующий день отправилась с премьерной постановкой на Международный театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», говорит о том, что руководство театра возлагает на новую постановку Владимира Хрущёва большие надежды. И основания для этого есть.

   По-прежнему остро и современно

    Островский закончил эту пьесу в октябре 1868-го. Тогда же её впервые опубликовали. Первая постановка состоялась 1 ноября того же года на сцене Петербуржского Александринского театра. А через неделю премьеру уже смотрели москвичи в Малом театре. С тех пор пьеса не сходит с театральных подмостков уже 131 год. И вот теперь Калужская драма, режиссёр Владимир Хрущёв. В первую очередь хочется отметить современное сценическое оформление спектакля (художник-постановщик Анатолий Шикуля), которое невероятным образом сочетается с одеждой XIX века (художник по костюмам Янина Куштевская) и со стилизованным вневременным музыкальным оформлением (Григорий Бирюлин). Описать словами это нельзя. Надо идти и смотреть.

   Не ведите дневников

    Если кто не читал, – вкратце. Егор Глумов молод, умен, талантлив, образован, хорош собой, завистлив, корыстолюбив и беден. Понимая, что карьеру без протекции сделать невозможно, а жениться лучше на богатой, нежели по любви, пускается во все тяжкие: лжёт, лицемерит, лакействует. Используя слабости влиятельного окружения, стремительно приближается к своей цели. И всё было бы хорошо, если бы не злосчастный дневник, в который он записывает каждый свой шаг.

    Лукавая усмешка БессоноваГлумов - пружина действия. Все остальные персонажи так или иначе соизмеряются с ним и отталкиваются от него. Все актёры играют великолепно! От спектакля остается очень приятное впечатление профессионализма во всём. Да и как может быть иначе, когда на сцене замечательные артисты, как Лунин, Никифорова, Петрова, Смородин, Ленковская! Глумов-Бессонов им всего лишь подыгрывает. Но как подыгрывает! Лукавая усмешка по поводу «мудрецов» высшего общества и ирония, направленная на «мудреца», вздумавшего поиграть в кошки-мышки с каждым из них в отдельности и с обществом в целом. Однако изливая в дневник циничную злобу и желчь, ведя «летопись людской пошлости», Глумов и сам постепенно превращается в пошляка. Мгновенная смена личин характеризует Глумова как бессовестного шута, исполняющего лакейскую должность. А шут — лицо презираемое, прихлебатель при сильных мира сего. В итоге – приз фестиваля за потрясающе тонко сыгранную роль. Браво, Кирилл Бессонов!

   А что же думать зрителю?

    Глумов перемудрил, и жизнь посмеялась над ним. «На всякого мудреца довольно простоты», - предостерегает нас Островский. В первую очередь, конечно, великий писатель предупреждает молодых людей, желающих вступить на стезю бессовестной игры с жизнью. Однако и нам, старикам, есть над чем пораскинуть мозгами. В финале общество, которое пытается разоблачить Глумова и представить его безнравственным типом, само же и оказывается изобличенным. И Глумов, как мне показалось, превращается в героя. И уже кажется, что этот льстец двуличный не пропадает! Он уверенно пойдёт по карьерной лестнице и в конечном итоге вольётся в ряды важных угодливых чиновников. И опять встаёт вечный вопрос - быть или не быть? Стоит ли пренебрегать нравственными принципами на пути к сытому существованию или всё-таки оставаться порядочным? Но это уже каждый решает для себя сам. Что касается меня лично, то я на этот вопрос ответа пока так и не нашёл. А вы, господа?

    Время итогов
  1. «Лучший актёрский ансамбль» - «Отцы и сыновья» (театр «На Литейном», г. Санкт-Петербург). 
  2. «За высокое мастерство спектакля» - «Господа Головлёвы» (Нижегородская драма, режиссёр Искандер Сакаев). 
  3. «Лучшая женская роль» - заслуженная артистка России Наталья Савченко за роль Эльзы («Земля Эльзы», Тульская драма). 
  4. «За изящество и мастерство в воплощении пьесы» - «Дачная лихорадка», режиссёр-постановщик Борис Гуревич (Тверская драма).
  5. Александра Капырина - за роль Грушеньки в спектакле «Братья Карамазовы» (Рыбинский театр). 
  6. Юрий Котов - за роль Иудушки Головлёва («Господа Головлёвы», Нижегородская драма). 
  7. «За верность чеховским традициям» - «Иванов» (режиссёр-постановщик Сергей Кузьмич, Костромская драма). 
  8. «Творческий дуэт» - Дмитрий Рябов и Анастасия Краснова («Иванов» Костромская драма). 
  9. Кирилл Бессонов - за роль Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» (Калужская драма). 
  10. «Лучший художник по костюмам» - Янина Куштевская («На всякого мудреца довольно простоты», Калужская драма). 

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика