С 3 по 6 июля в рамках фестиваля «Молодая фотография-2025» в Инновационном культурном центре проходили выставки, лекции, мастер-классы, портфолио-ревю, вечерние кинопоказы, а также два конкурса, участвовать в которых было разрешено только фотографам в возрасте от 16 до 35 лет. Однако посещать интересные и полезные мероприятия можно было всем профессионалам и любителям фотоискусства.
Без рамок
По ежегодной традиции, а фестиваль проходит в Калуге уже в седьмой раз, в ИКЦ экспонировались работы финалистов конкурса, их в этом году 71. Серии, состоящие из снимков молодых фотографов из Москвы, Новочебоксарска, Кирова, Иркутска, Санкт-Петербурга, Воркуты, Тулы, Ростова-на-Дону и не только, размещены на втором этаже центра. Эти работы посвящены ностальгии по детству, городским и природным пейзажам, делу всей жизни, призванию быть кем-то или смелости быть собой. В экспозицию вошли фотографии калужанки Елизаветы Чернявской, посвященные реанимационной бригаде и объединенные названием «Бригада номер 3».Как отметила директор Международного фестиваля фотографии «Свет и цвет» и куратор фотопроекта «Молодая фотография» Наталья Ударцева, организаторы предпочли не ограничиваться определенной темой и выбрали для выставки разножанровые работы. Посмотреть их и разгадать сюжеты авторов серий можно до 28 июля.
Победителей основного конкурса «Молодая фотография-2025» наградили на открытии фестиваля в летнем амфитеатре ИКЦ. Ими стали десять фотографов из Воркуты, Санкт-Петербурга, Канска, Москвы, Иркутска и Мценска. Второе соревнование - блицконкурс - проходило непосредственно в городе во время проведения фестиваля. За два первых дня участники должны были сделать снимки на тему «Калуга - город героев», показать в своих работах историю и культуру города, отыскать тех самых героев в простых людях и в своих близких, снимать рано утром или поздно ночью в погоне за результатом. Лучшие кадры жюри выбирало в формате открытого голосования, что очень полезно для молодых фотографов, ведь они напрямую могли услышать мнение профессионалов о своих работах.
- Я надеюсь, что в этом году вы насладитесь мастер-классами, лекциями, творческими встречами, пообщаетесь со всеми, кто приехал, найдете себе новых друзей, поучаствуете в блице и откроете для себя что-то новое. Фестиваль сделан именно для этого, - напутствовала участников руководитель регионального отделения Союза фотохудожников России и главный организатор фестиваля Юлия Бегма.
Истории от мастеров
Среди спикеров феста можно было увидеть лица, которые часто удостаивают Калугу и «Молодую фотографию» своим вниманием. Это самый известный российский фотожурналист Владимир Вяткин, фоторедактор объединения «Поле» Андрей Поликанов, член Союза художников «Солярис» и Союза фотохудожников России Екатерина Берестова, документальный фотограф Павел Волков и другие. Они рассказали участникам фестиваля о создании фотопроектов и тематических серий, поиске фотографических объектов, применении навыков режиссера и психолога, а также о разных способах взаимодействия с человеком, фотоаппаратом, локацией, светом.Помимо полезностей молодежи было любопытно послушать об опыте старших коллег-фотографов. Андрей Поликанов одно время работал фоторедактором Московского бюро журнала Time и директором фотослужбы журнала «Русский репортер». Неоднократно он был членом жюри конкурсов World Press Photo. На встрече под креативным названием «Фотограф (ИЯ) в…» он рассказал в том числе и об этом опыте. Присланных на конкурс фотографий было так много, что жюри приходилось рассматривать их целыми днями. Поэтому всем членам комиссии полагался массаж шейного отдела позвоночника. Вот это настоящая забота о наших профессионалах!
Калуга тоже тепло приняла спикеров и участников «Молодой фотографии». Фестиваль стал точкой встречи поколений - тем редким случаем, когда авторы с мировыми именами оказываются рядом с дебютантами и говорят с ними на равных. Это бесценный опыт, который, возможно, определит дальнейший путь молодых фотографов.
Одна из интереснейших творческих встреч была с Владимиром Вяткиным. Сейчас он работает специальным корреспондентом МИА «Россия сегодня» и преподает фотожурналистику в МГУ. Вяткин снимал свои фоторепортажи в горячих точках планеты: в Никарагуа, Афганистане, Чечне. Он фотографировал маньяка Чикатило во время судебного процесса и не только. Так вышло, что Вяткин вошел в доверие к убийце: с ним Чикатило был более разговорчив. Правоохранители долго не могли «расколоть» маньяка и попросили фотографа помочь добыть нужную информацию, но Владимир Вяткин отказался - он в первую очередь фотограф, да и не хотелось лишний раз взаимодействовать с убийцей.
Елизавета ЛЕВДИКОВА.
Фото Виталия ВЕРЕСКУНА .