Царский мост и его сталактиты

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН
15.02.2019 15:47
Сбережём историю технических памятников!

    Не перестаю удивляться, насколько Калужская область является неизвестной территорией! До сих пор нет толкового путеводителя, где бы содержались сведения хотя бы о половине наших диковинок.
    Многое еще предстоит открыть. И ладно бы речь шла о пещерах, водопадах или археологических памятниках в глухих уголках – предстоит открыть раритеты совсем недавней истории! Мы уже писали о необходимости сохранения памятников техники, промышленной и транспортной архитектуры. В нашей области, по-видимому, не существует даже сколь-нибудь полного их списка в отличие, например, от усадеб и храмов.

   «Универсал» на постаменте

    Технический прогресс непрерывен – на смену старым машинам приходят новые, более совершенные. Не все уже знают, как в первой половине ХХ века выглядел колесный трактор. Чтобы увидеть его, надо попасть либо в один из немногих музеев, либо… в один из бывших колхозов-совхозов, чьи руководители проявили мудрость - не все старые машины сдали в чермет, а кое-что оставили в назидание потомкам. Мы уже рассказывали о тракторах-памятниках в селах Воробьево и Высокиничи. Оказывается, в примыкающем к селу Дубровка «Поселке отделения сельхозтехники» (Думиничский район) имеется аналогичный памятник, но с более редким трактором «Универсал-2».

    Он создан на основе американской модели, выпускался с 1930-х до середины 1950-х годов и является шедевром технологичности – обратите внимание, например, как просто устроено рулевое управление. Возможно, это единственный уцелевший образец в области! Обидно будет его потерять – поселок, прямо скажем, не выглядит процветающим. Говорят, еще несколько лет назад старинный трактор стоял на станции «Сухиничи-Узловые», но сейчас его нет...

   Попов мост

    Неподалеку от той же Дубровки, по обеим сторонам железной дороги Москва-Киев, имеются две высокие насыпи, со стороны путей переходящие в сложенные из грубого камня устои. Явно остатки старого моста. Многие тысячи пассажиров поездов скользили по ним взглядом. Но только коренные сельчане, да и то не все, знают предание о его истории:

    - Он у нас назывался «Попов мост». Его до революции построил местный батюшка, а другие говорят – помещик… Здесь усадьба была, барин Челищев жил. Паровоз его дочку задавил, когда она в церковь молиться шла. И вот решили мост построить, потому что из многих окрестных деревень шли в наш храм. Этот мост развалили, когда, мы и не знаем… Сейчас осталась насыпь, говорят – «Попова гора».

   Екатерининский мост из… железобетона

    Имеет свое предание и старый мост через реку Желовь на дороге Калуга – Перемышль, у Андреевских пионерлагерей. По убеждению старожила соседнего Корекозева, он, как и Московские ворота в Калуге, бы построен к приезду Екатерины Великой, за что и называется у местных жителей Екатерининским. В данном случае легенда ошибается (может быть, мы имеем дело с «переносом преданий» - неподалеку проходили екатерининские тракты Калуга-Белев и Калуга–Одоев) - мост, конечно, гораздо более молодой. В отличие от других подобных памятников он упоминается в путеводителях.

    Считается, что это первый в Калужской губернии железобетонный мост, построенный в 1908 году. Несомненно, он заслуживает памятной таблички и указателя на нынешней автотрассе, проходящей чуть в стороне. На его конструкцию будет интересно посмотреть даже гуманитариям – она необычна, сейчас так не строят. Он интересен и… сталактитами и сталагмитами, покрывшими его за прошедшие десятилетия! Образовались они так же, как и природные натеки в пещерах - дождевая вода немного растворяла содержащиеся в конструкции карбонаты и осаждала их ниже. К сожалению, многие натеки повреждены, но их рост продолжается.

   «Захарка» на Байконуре

    Этот памятник недавно появился в Калуге, на окраине микрорайона Байконур. Речь о пожарном автомобиле у учебного центра МЧС. Он установлен в память о погибших пожарных, но интересен и как памятник техники. Здесь этапны и базовая модель ЗИЛ–157, и ее пожарная версия ПМЗ-27А. Первая – созданный во второй половине 50-х трехосный вездеход, получивший у водителей прозвище «Захарка». Он стал подлинным хозяином бездорожья – со всеми ведущими колесами и даже возможностью изменения давления в шинах для увеличения проходимости. Некоторые машины этой славной серии до сих пор трудятся в сельских и лесных уголках. Не менее эпохальна и появившаяся в начале 60-х ПМЗ-27 (и ее модификация с лафетным стволом – 27А): универсальный пожарный автомобиль, служивший долгие десятилетия.

   Паровозик в Обнинске

    Наш наукоград насыщен памятниками техники. Это и первая АЭС, и геофизическая ракета, и рубка атомной субмарины. Не так давно добавился истребитель МиГ-29. Дорогу к ним укажет любой горожанин.

    Но узкоколейный паровоз? Когда я впервые увидел его в городском парке, глазам не поверил: издали машина казалась настоящей. Вблизи чары развеялись: эта детская забава сварена из подручного материала. Однако с душой, и душой явно технарской. Здесь присутствуют все полагающиеся паровозу детали, в кабине есть даже органы управления! Посмотрите в сети картинки по запросу «узкоколейный паровоз» и убедитесь, что даже необычную вроде бы форму кабины автор не выдумал. Именно такие реалистичные игрушки на самом деле и вызывают интерес к технике («А для чего вот эта деталька? А эта?»). Хотя, конечно, настоящий списанный паровоз был бы еще лучше. Несколько лет назад, кстати, здесь же стояли несколько автомашин, также для детей, но сейчас их почему-то убрали…

Фото автора.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика