Ворота в небо

Андрей ГУСЕВ
16.11.2018 11:40
Аэропорт в Калуге: от Ан-2 до «Боинга»
Сегодня немногие областные города могут похвалиться своим действующим аэропортом.

840_Аэропорт 2.png

В Калуге аэропорт появился накануне 600-летия города, в 1970 году. Официальное открытие аэровокзала Грабцево состоялось 1 июня, символическую ленточку перерезал первый секретарь Калужского обкома КПСС Андрей Кандренков.
Первый приземлившийся в этот день 50-местный Ан-24 прибыл из Курска, принял на борт калужских пассажиров и вылетел в Ленинград. Тогда из Калуги совершались рейсы в Ленинград, Курск, Белгород, Симферополь, Тулу, Рязань, Смоленск, районы области. Предполагалось, что аэропорт сможет обслуживать в год 200 тысяч человек.

840_Аэропорт 3.png

1 июня 1977 года в калужском аэропорту вступила в строй бетонная взлетно-посадочная полоса, обеспечившая круглогодичные полеты пассажирских самолетов. Первый самолет, который она приняла накануне, был Ан-24 из Москвы.
- До настоящего времени Калуга располагала грунтовой ВПП. В осеннюю и весеннюю непогоду использовать ее было нельзя, - рассказывал в областной газете Иван Барановский, заместитель начальника управления гражданской авиации центральных районов. – Теперь калужский аэропорт может нормально функционировать круглый год.
В 1977 году из Калуги совершались рейсы в Воронеж, Орел, Курск, Липецк, Белгород, Тамбов, Смоленск, Брянск, районы области. На трассы маршрутов на Калугу вышли современные комфортабельные самолеты Ан-24 и Як-40, которые улучшили условия перевозки пассажиров, а 15 июля 1976 года аэропорт принял первый регулярный пассажирский рейс самолёта Ту-134, отправившийся в Сочи.
Стоимость авиабилета в Москву в 70-е годы прошлого века составляла 5 руб., Ленинград - 16 руб., Симферополь – 22 руб., Курск – 9 руб., Белгород - 11 руб.

840_IMG_3247.png

Встреча первого самолета 18 декабря 2014 г.

Вторая жизнь

В октябре 2009 года аэропорт перешел в региональную собственность. Появились планы по возобновлению его работы и проведению реконструкции. Она началась 1 ноября 2013 года. Генеральным подрядчиком была выбрана китайская компания ООО «Петро — Хекуа». В финансировании проекта использовалась схема государственно-частного партнерства. Были полностью реконструированы взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и стоянки воздушных судов, водосточно-дренажная сеть.
18 декабря 2014 года около 11 часов в аэропорту Калуга приземлился первый самолёт — «Боинг-737-524», 25 мая 2015 года был официально сдан в эксплуатацию и внесен в реестр гражданских аэродромов Российской Федерации, а 14 августа в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации аэропорт получил международный статус.

Хроника

16 июня 2015 года  в 8.40 аэропорт принял первый регулярный рейс ИГ-738 из Санкт-Петербурга, выполненный самолетом Embraer ERJ 145. В Санкт-Петербург ERJ 145 вылетел с десятью пассажирами в 9.40 по московскому времени. 

20 июня 2015 года выполнен первый рейс в Сочи, а 16 июля  - первый рейс в Симферополь. 

4 сентября 2015 года аэропорт Калуга принял первый международный рейс из Брауншвейга (Германия). 

3 января 2016 года совершён международный авиарейс в сербский город Ниш.

16 марта 2018 года впервые за всю историю существования аэропорта он принял самолет «Боинг-737-800». 

В июне 2018 года был открыт международный терминал.
В ближайшие годы предполагается строительство нового терминала, удлинение ВПП до 2 600 м.

Слово очевидцу

Был одним из лучших в стране

- Я пришел в аэропорт Грабцево в 1983 году начальником объединенного калужского авиаотряда, - рассказывает член совета директоров международного аэропорта Калуга Геннадий Чебеляев. - Сам летчиком летал на Ан-2, на вертолетах. Мы обслуживали село, линии связи, газопроводы на большой территории. Для санитарной авиации была специальная площадка в Анненках. Аэродромом также пользовалось Калужское летное авиационно-техническое училище, с него совершались чартерные рейсы  для завода «КаДви». Полеты в другие города приходили на смену полетам в районы области, потому что строились региональные и местные дороги.
В начале 80-х годов вышло постановление ЦК КПСС о создании образцовых аэропортов – по одному в своем классе. Наряду с Шереметьевом, Днепропетровском такой аэропорт должен был появиться в Калуге. И появился, он был одним из лучших в стране, хорошо обеспечен всей необходимой техникой для наземных служб и обслуживания самолетов. Существовала авиационная метеорологическая служба, ее долгое время возглавляла Татьяна Инкина.
До распада Советского Союза наш аэропорт был востребован у калужан. Доступные цены на авиабилеты делали возможным отдых на южных курортах, поездки на выходные в Ленинград или другие города  для целых семей, которые прилетали на них из родного города. Но в начале 90-х отечественная авиация была брошена в топку приватизации. Мы прекратили работать для пользователей, вертолеты вместе с персоналом забрал «Газпромавиа», управление воздушным движением перешло во Внуково. Если людей удалось таким образом трудоустроить, то аэродром остался бесхозным. По всей стране тогда освободилась масса аэродромов, которые оказались не нужны.
За него никто не брался, пока за реконструкцию не решился взяться губернатор Анатолий Артамонов. Я иногда общаюсь с коллегами из других городов. В моем родном Тамбове только мечтают о реконструкции аэропорта, а мы уже ее провели и летаем.  Сегодня наш регион один из немногих, где областная столица имеет новый аэродром, показав тем самым всей стране, что мы можем это сделать, хотим, чтобы от нас начались полеты, и предлагаем такую возможность. Но все усилия, предпринятые областью, сработают только при поддержке федеральных властей. Государство должно подставить плечо региональным аэропортам, иначе они не выживут. Мы же со своей стороны сделали все, и у нас сегодня прекрасный аэропорт.

Сегодня аэропорт может принимать самолеты с посадочной массой до 64 тонн. Пропускная способность аэровокзала — до 100 человек в час

DSC_0017.JPG

Фото Георгия Орлова, Алексея Горюнова, Алексея Сарлейского, Владимира Морозова и из фонда муниципального архива города Калуги.
Благодарим за содействие краеведа Сергея Коробцова.

Важно

Уважаемые читатели! А какие из событий, произошедших после празднования 600-летия Калуги до настоящего времени, помните вы? В каких сами принимали участие? Расскажите нам о них. Свои воспоминания и фотографии вы можете присылать нам на электронный адрес: kaluga2021@yandex.ru.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика