Мастера зовут Николай КОТИК. А лучшим он был признан этим летом на XVI Всероссийском конкурсе народных умельцев «Русь мастеровая», который прошел в конце июня в Ижевске.
К цели – шаг за шагом
В столице Удмуртской Республики свое творчество представили 60 ремесленников из 31 региона России. Сразу два представителя земли Калужской стали лауреатами этого престижного конкурса – калужанка Екатерина Старцева в номинации «Глиняная игрушка», а Николай Котик из Юхнова признан лучшим в России резчиком по дереву!Увидеть работы Николая сейчас можно в галерее калужского Дома музыки, где проходит выставка «Вдохновленные природой» – часть масштабного проекта «Народные традиции Калужского края» областного Дома народного творчества и кино «Центральный». Большая часть экспозиции – работы из дерева или по дереву, центром ее стали новые произведения, выполненные Николаем Котиком специально для этой выставки. Мы поговорили с мастером о сложностях и специфике этого вида изобразительного искусства.
– Николай, когда моя дочь впервые услышала вашу фамилию, спросила: «Мам, а как этого дядю в школе к доске вызывали, когда он был маленький? Котик – к доске?!»
– Да, люди практически всегда комментируют мою фамилию. У многих она вызывает улыбку: ой, какая она у вас необычная! На самом деле фамилия довольно старинная, первые упоминания идут от запорожских казаков. Я и родился в Ростовской области, донской казак.
– Ощущаете казачество в крови?
– Естественно!
– Победа на конкурсе в Ижевске какие вызвала у вас чувства?
– Очень неожиданно для меня. Туда пригласили лучших мастеров со всей страны. И я в их рядах – это само по себе уже событие для меня. Стать лауреатом мне помог внутренний настрой: если хочешь чего-то добиться, четко, шаг за шагом иди за своей мечтой. Я осторожно отношусь к этой победе, чтобы не сойти с ума от радости. Военная основа сказывается. Шагаем дальше.
– В Ижевске тоже представляли анималистику, как и на выставке в Калуге?
– Да, я люблю анималистику, она – часть меня. Зоология, биология увлекали с самого детства. Это мой мир, мир природы, который я хорошо чувствую, понимаю. Первыми моделями были домашние животные, непосредственное соприкосновение с природой и заложило основу многих моих будущих работ. Хотя мне не чужды и эксперименты с абстракцией, живопись по дереву, есть созданные миниатюры.
Прислушаться к себе
– А чем для вас является резьба по дереву в метафизическом смысле?– Для меня резьба по дереву – это самопознание и познание мира, гармония между этими двумя понятиями. Дерево, как и все живое вокруг, имеет священное составляющее, как часть целого мира. Живое дерево я не трогаю никогда. Нахожу спиленные, погибшие деревья, из них и творю. Когда начинаю работу с любым материалом, прислушиваюсь к своим чувствам, внутренним ощущениям. Смотрю на заготовку, начинает прорисовываться будущий образ. Думаю, где изгибы вписать, где что убрать.
– Как Микеланджело отсекал в камне лишнее, так и вы срезаете лишнее?
– Да, самое главное в этом искусстве, как и в остальных, наверное, вовремя остановиться. И чувствовать дерево, конечно.
– С какими породами любите работать?
– Я люблю твердые породы дерева, важно преодоление себя. Мягкой липой практически не пользуюсь. Мне интересен кап, сувель (наросты) березы, дуба, акацию очень люблю. У нее женское начало, у дуба мужское. Это тоже важно, как и плотность, фактура. Дерево разговаривает с тобой своим теплом или холодом, твердостью или мягкостью. Это сплошной диалог.
– Акацию за что любите, за женское начало?
– У акации текстура очень интересная, она считается железным деревом. Езжу каждый год к отцу на юг, там много акаций. Я везу обратно в багажнике обрезки деревьев, все, что удается найти интересное. Где бы я ни был, по возможности всегда собираю кусочки деревьев, привожу домой, потом разбираю. От каждого дерева свои ощущения.
– Ваши произведения невелики по объему, а сколько времени уходит на их создание?
– Процесс очень трудоемкий, фантастически долгий, требует предельной концентрации, времени, усидчивости. Нельзя ошибиться. Но я люблю импровизировать, ищу сюжеты в повседневности, наблюдаю за домашними животными, очень люблю лошадей. Интересные моменты, движения запоминаю, стараюсь потом воплотить в дереве. Меня цепляет гармония внутреннего состояния того образа, который я вижу. Я вдыхаю в себя увиденное, а потом вдыхаю уже этот образ в дерево.
– Есть учитель, мастер, на кого равняетесь?
– Учителем для меня служит резчик из прошлого Степан Эрьзи, его работы завораживают и учат.
Река начинается с ручейка
– А как вообще остается время на творчество, ведь не только оно кормит семью?– Я специально выбирал основную работу с графиком на неполный рабочий день. В Юхнове я тружусь в системе образования в ЕИМЦ, а также преподаю ученикам начальной школы основы рисования. Хотел бы, наверное, и резьбе обучать деток, но для этого нужна хорошая материально-техническая база. У меня сейчас у самого не всегда есть нужные инструменты, несколько лет назад сгорела моя мастерская, многое еще не удалось восстановить. Потому масштабные работы пока особо не выполняю.
– Вы профессиональный фотограф, этот вид творчества остался?
– Да, но сейчас фотографирую значительно меньше. Все, чему мы учимся в жизни, наслаивается в нас и помогает в других начинаниях, все знания и умения пригождаются. Я ведь и резьбой уже более 20 лет занимаюсь.
– Вы еще и живописец. Но в творчество пришли случайно, насколько я слышала.
– Да, это случилось в армии. Я служил военным водителем в ГДР, побывал по долгу службы в нескольких городах. У нас были прекрасные замполиты, которые нас водили по красивому Дрездену. Меня очень вдохновила Дрезденская картинная галерея! Она стала для меня культурным шоком, который сподвиг заняться искусством. Я в юности не учился живописи или резьбе, просто почувствовал, что могу это делать. Внутренняя потребность повела по этому руслу. Все началось с маленького ручейка, и с каждым годом эта река становилась и становится все шире. Я многое попробовал и еще больше хочу попробовать.
– Как в Юхнов попали?
– Из Юхнова у меня супруга. Она военный врач, мы познакомились еще в юности как раз в Дрездене. Больше половины жизни провели вместе. Теперь живем в частном доме, в маленьком живописном городке. От нас до Угры 800 метров, каждый вечер гуляем. В этих прогулках и видах черпаю вдохновение и нахожу отдых. Мы стараемся поддерживать традиции наших бабушек и передавать их дальше, детям. Для меня семья очень многое значит и в творчестве, и в поддержке. Могу и совета у родных спросить, и всегда прислушиваюсь к их мнению.
Выставка «Вдохновленные природой» работает в галерее калужского Дома музыки до 7 сентября. Здесь вы можете увидеть поэзию и музыку, выраженную в дереве юхновчанином Николаем Котиком, а также другими мастерами, которыми богата наша Калужская земля. 6+
Наталья ГОЛОВАТЮК
Фото Игоря МАЛЕЕВА и Николая Котика

Газета
Прямая линия












