Особый вид удовольствия – прогулка на велосипеде. Любителей такого отдыха становится все больше. Если вы из числа таких любителей, то эта информация для вас.
Идея есть
Циолковский любил велопрогулки по Калуге. История калужского велосообщества началась еще в 1895 году с открытия «Циклодрома».
К сожалению, велосипедисты даже в областном центре пока не имеют возможности ездить по безопасным и комфортным трассам. Нет в городе ни велодорожек, ни специально предназначенных маршрутов, чтобы пешеходам не мешать, а самому получать удовольствие от велопрогулки. Но вполне могут появиться. Почти 10 лет идею вынашивает калужанка Екатерина Николаева. Вместе с соратниками – любителями велопрогулок она придумала проект «Велоботинок Циолковского».
Отсюда велолюбители отправятся на Московскую площадь, затем проследуют вдоль старой железнодорожной ветки к старинным опорам железнодорожного моста и к оврагу на Черемушках. Последними точками перед финишной прямой станут территории Свято-Лаврентьева монастыря и Сосновой рощи. Как говорят шутники, если Венецию туристы смотрят с воды, то Калугу могут посмотреть и с велосипеда. Утверждают, что с велосипеда город предстает совсем в ином виде, нежели во время пешеходной или автобусной экскурсии.
Кто не понял, почему проект называется «Велоботинок», поясним: контур прогулочного маршрута по своим очертаниям похож на ботинок. Для того чтобы проект был калужским фирменным, в название включена фамилия Циолковского, чтобы сразу было понятно, что это Калуга. В Туле, к примеру, веломаршрут называется «Лев Толстой», а в Рязани «Тропа Паустовского».
1 мая 1958 года – один из велопробегов калужского велоклуба по улицам родного города.
На улицах городов в царской России велосипеды были редкостью, вероятно, из-за довольно высокой стоимости, наличия многочисленных конных повозок, а также не совсем подходящего для езды на велосипедах покрытия улиц булыжником. Кроме этого, чтобы иметь право проезда по городу, необходимо было сдать экзамены, при успешном окончании которых велосипедист получал билет, а также номерной знак, который выдавался сроком на 1 год. Порядок езды по городским улицам строго регламентировался. Подобная практика с получением специального документа на право управления велосипедом сохранялась и в начале советского периода. Эти интересные факты сообщили исследователи старины – сотрудники калужского Центра наследия.
Одобрение получено
Поддержку все эти годы команда Николаевой искала у тех, кто в разных ведомствах может помочь с продвижением и реализацией. Среди тех, кто принимает решения, концепцию поддержали министерсво культуры и туризма и городская управа Калуги. Заинтересовался идеей и губернатор Владислав Шапша. Более того, в этом месяце на областной архитектурный совет по его инициативе был вынесен вопрос, посвященный созданию этого веломаршрута. Он представлен в рамках территориального развития Калуги.Екатерина Николаева и архитектор Ева Дановская для членов совета сделали презентацию того, как поэтапно планируется воплощать мечты в реальность. Планы четко сформулированы, и даже подсчитано, во сколько материально они обойдутся.
Что мы узнали в ходе архсовета? То, что первым этапом для реализации проекта выбрано соединение двух набережных Яченского водохранилища и Оки. Протяженность этого маршрута составит 3 км.
На воплощение даются 2025 - 2026 годы. Второй этап – это создание веломаршрута протяженностью 7 км от Лаврентьева монастыря к Сосновой роще, бывшему заводу «Кристалл», а оттуда к скверу имени Жукова. Период реализации 2026 - 2027 годы.
Напомним, что один из участков веломаршрута проходит по бывшему железнодорожному пути старой Окской ветки и занимает 30 процентов пути. Место ныне заросшее кустарником, мусором. Очень
грязное. Команда соратников Николаевой и гости Калуги, которые приезжают поддержать этот проект, постоянно проводят здесь субботники.
– Горуправа Калуги по моему поручению завершает работу с РЖД по передаче Окской ветки городу. Вместо заброшенного объекта областная столица может получить еще одну достопримечательность, – сообщил губернатор.
Владислав Шапша назвал проект «Велоботинк Циолковского» очень интересным и пообещал продолжить работать над его реализацией. Дополнительные плюсы в его создании он видит в том, что этот велопешеходный маршрут объединит ключевые достопримечательности, социальные объекты, места отдыха.
– Спасибо всем, кто нас поддерживает! «Велоботинок Циолковского» — это не просто маршрут, это история неравнодушных людей! Когда неравнодушные люди объединяются — даже самые смелые идеи становятся реальностью! На архитектурном совете при губернаторе на уровне области обсуждаются ключевые инициативы, способные изменить облик Калуги к лучшему. Благодарю за возможность нашего участия в этом ключевом событии, – заявила Екатерина Николаева, вдохновившись поддержкой губернатора и министерства культуры и туризма.
Капитолина КОРОБОВА.
Фото из архивов Владимира Морозова, Екатерины Николаевой, Центра наследия