Сегодня Аляска на слуху после недавней встречи Владимира Путина со своим американским коллегой. Интерес у публики к этой бывшей российской территории резко возрос. Одним из ярких моментов визита нашего президента в Анкоридж стало возложение цветов к могилам советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Многие задались вопросом: откуда взялись эти захоронения на американской земле?

По ленд-лизу через Берингов пролив
Могилы наших воинов составляют так называемую аллею Союзников на кладбище «Форд Ричардсон». Среди них – полтора десятка красноармейцев, которые погибли в 1943 году. Они стали жертвами несчастных случаев и тяжелых условий работы при перегоне самолетов по программе ленд-лиза.Договоренность о ленд-лизе – программе американской экономической помощи СССР – фактически заработала осенью 1941 года. Важную часть поставок составляла авиатехника. За годы войны в СССР было отправлено более 11 тысяч самолетов. Большинство – более 8 тысяч крылатых машин – перегонялось по маршруту через Берингов пролив. Советские экипажи прибывали на Аляску, где проходили обучение на американских машинах, а потом сами летели на них через Чукотку и Сибирь с посадками и дозаправками в центральную и западную части СССР, к фронту.
К сожалению, не все они долетали до места назначения. Всего на маршруте АлСиб (Аляска – Сибирь) погибло более сотни советских летчиков.
За три года, с октября 1942-го по октябрь 1945 года, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях Севера, рискуя жизнью, перегнали по АлСибу 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки составили 81 самолет (чуть больше 1 %), погибло 115 перегонщиков.
Воздушные рабочие войны
В Калуге долгие годы жил Павел Степанович Ягодкин, летчик-фронтовик, который с августа 1942-го по октябрь 1945 года служил в 1-м перегоночном авиационном полку 1-й перегоночной авиационной дивизии в г. Фербенксе (Аляска, США). Первый полк гнал самолеты через западную Аляску, Берингов пролив на Чукотку в поселок Уэлькаль, где их принимала другая команда – 2-й перегоночный авиационно-истребительный полк.Эти перелеты были делом трудным и крайне опасным. В условиях Севера часто приходилось летать в облаках, при штормовой погоде, садиться в тумане, в условиях плохой видимости. Воздушная трасса между СССР и Америкой проходила через горные хребты. Летчик находился в своем самолете один и должен был во время пилотирования следить за работой двигателя, поддерживать оптимальные режимы давления масла и температуры охлаждающей жидкости, а также вести непрерывную визуальную ориентировку, сверяя маршрут по карте.
Работа летчиков трассы АлСиб получила высокую оценку правительства. 1-й перегоночный полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а военнослужащие получили ордена и медали.

Со своей будущей женой Шурочкой (Александрой Георгиевной) Ягодкин познакомился в Уэлькале, где в столовой для личного состава она работала официанткой. Как вспоминала Александра Георгиевна, в поселке был построен временный деревянный аэродром. Когда гарнизон еще строился, здания вместо крыш были накрыты брезентом, который в дождь собирал влагу и в некоторых местах провисал, и при порывах ветра жильцов часто окатывало ледяным душем. Жилье отапливали самодельными печками – американские печки для обогрева казарм появились позднее. Но летчики не сетовали на бытовые трудности, зная, как фронту нужна авиатехника.
"Трудно быть женой летчика, находиться в тревоге и волнении за их полеты и благополучное возвращение на нашу землю. Моя уверенность в том, что с мужем ничего не случится, помогала ему в его нелегкой работе".
Из воспоминаний жены П.С. Ягодкина Александры Георгиевны.
Во время войны, до своей командировки в США, Павел Ягодкин совершил 168 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, сбил два вражеских самолета лично и 12 в группе. В последнем своем воздушном бою на Волховском фронте в апреле 1942 года был ранен в обе ноги.
А потом были перелеты по АлСибу, которые высоко оценило командование. За безаварийную работу, смелость, мужество, преданность делу, Родине, проявленный героизм наш земляк был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями.
После войны Ягодкин продолжил службу. В ноябре 1956 года по состоянию здоровья он ушел в отставку в звании майора. И почти четверть века проработал инженером-технологом на калужском заводе КЗАМЭ. Павел Степанович ушел из жизни в 1984 году.
А потом были перелеты по АлСибу, которые высоко оценило командование. За безаварийную работу, смелость, мужество, преданность делу, Родине, проявленный героизм наш земляк был награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями.
После войны Ягодкин продолжил службу. В ноябре 1956 года по состоянию здоровья он ушел в отставку в звании майора. И почти четверть века проработал инженером-технологом на калужском заводе КЗАМЭ. Павел Степанович ушел из жизни в 1984 году.
Андрей ИЛЬНИЦКИЙ
Фото из архива потомков П.С. Ягодкина

Газета
Прямая линия













