В Музее истории города Обнинска открылась выставка «Поэт, художник и их герой» («Держит фронт Василий Тёркин»). Она посвящена 80-летию Великой Победы, 115-летию поэта Александра Твардовского (1910–1971) и 110-летию художника Ореста Верейского (1915–1993). В выставочной экспозиции представлены фотографии, книги, документы, рассказывающие о работе редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда» и создании «Книги про бойца».
Художник Орест Верейский, иллюстрировавший поэму, долго не мог найти «лицо» Тёркина.
«Многие солдаты... казались мне чем-то похожими... кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз... Но ни один не был Тёркиным. Разумеется, я делился результатами с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал: «Нет, это не он», – рассказывал Орест Георгиевич.
А однажды в редакцию приехал поэт из армейской газеты Василий Глотов. Художник нарисовал его анфас, в профиль, показал Твардовскому. Александр Трифонович сказал: «Да!» Так появился знакомый всем образ бойца Василия Тёркина – с доброй улыбкой и веселым нравом, в котором солдаты-фронтовики узнавали себя. Иллюстрации Ореста Верейского представлены в экспозиции.
«Многие солдаты... казались мне чем-то похожими... кто улыбкой, кто прищуром веселых глаз... Но ни один не был Тёркиным. Разумеется, я делился результатами с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал: «Нет, это не он», – рассказывал Орест Георгиевич.
А однажды в редакцию приехал поэт из армейской газеты Василий Глотов. Художник нарисовал его анфас, в профиль, показал Твардовскому. Александр Трифонович сказал: «Да!» Так появился знакомый всем образ бойца Василия Тёркина – с доброй улыбкой и веселым нравом, в котором солдаты-фронтовики узнавали себя. Иллюстрации Ореста Верейского представлены в экспозиции.
На Обнинской земле
Весной 1942 года в редакцию газеты Западного фронта «Красноармейская правда» прибыл новый сотрудник – старший батальонный комиссар Александр Твардовский.«Он прибыл в газету Западного фронта «Красноармейская правда» уже известным писателем. И хотя многие из нас, сотрудников фронтовой газеты, не читали еще ни «Отцов и прадедов приметы...», ни «Песни о полковом знамени», а некоторые даже и «Страны Муравии», слава 32-летнего поэта докатилась до нас задолго до знакомства с ним. Мы ждали его с нетерпением. Многие из служивших в редакции знали Твардовского по финской войне, но и те, кто, как оказалось потом, не видел его ни разу, рассказывали массу удивительных и маловероятных подробностей его биографии, характера, быта: такова — увы! — оборотная сторона известности», – вспоминал позднее другой сотрудник «Красноармейской правды», художник Орест Верейский.
Политуправление Западного фронта, в чьем подчинении находилась фронтовая газета, в то время обосновалось вблизи станции Обнинское. На фотографиях, представленных на выставке, видно: поезд-типография «Красноармейской правды» встал на длительную стоянку на железнодорожной ветке, уходившей в глубь ближнего леса (ныне это улица Комсомольская г. Обнинска). Крыши вагонов маскировали свежесрубленными молодыми березами, чтобы их не могли обнаружить вражеские самолеты-разведчики. В составе редакции в этот период работали талантливые молодые писатели – Вадим Кожевников, Евгений Воробьёв, Морис Слободской, Цезарь Солодарь. Каждый из них оставил заметный след в советской литературе.
Как позднее вспоминали фронтовые корреспонденты, Александр Трифонович непросто сходился с людьми, не допускал фамильярности, но, испытав к кому-то доверие, прочно закреплял свое доброе, хотя и требовательное отношение к нему.
Корреспонденты жили в палатке, под сенью молодых берез. Александр Трифонович любил работать в ранние утренние часы. Можно было видеть, как, пристроившись на поваленном дереве или пеньке, накинув на плечи шинель, он что-то писал, положив на колени планшет.
Здесь, близ станции Обнинское, в разгар тяжелых боев под Сталинградом Александр Твардовский работал над главами поэмы «Василий Тёркин».
А однажды сотрудники редакции собрались в одном из вагонов спецпоезда-типографии, и Твардовский стал читать первые, еще нигде не публиковавшиеся главы «Книги про бойца».
«Несмотря на то что народу в вагоне сильно прибавилось и у раскрытых дверей кучкой стояли солдаты, тишина была такая, какая редко, наверное, случалась в военную пору», – рассказывал Орест Верейский.

23 мая 1944 года в газете «Красноармейская правда» была опубликована передовая статья под заголовком «Василий Тёркин»: «4 сентября 1942 года, когда в «Красноармейской правде» была напечатана первая глава поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин», Советское информбюро сообщало, что немцы рвутся к Сталинграду. В тяжкий для Родины час появился Василий Тёркин, труженик-солдат, с горячим сердцем, с народной сметкой и хитрецой, мастер на все руки и мечтатель, влюбленный в свою родную землю, святой и грешный русский чудо-человек».
Последнюю главу «От автора» Александр Твардовский начал писать в ночь на 10 мая 1945 года в Восточной Пруссии с победным завершением Великой Отечественной войны. В 1946 году за произведения «Василий Тёркин» и «Дом у дороги» автор был удостоен Сталинской премии. Но главной наградой для поэта стала народная любовь.
Не сдавай, вперёд гляди…
Образ веселого, удачливого солдата родился у Твардовского и группы литераторов еще во время Финской кампании 1939 – 1940 гг. Первые стихи о нем печатались в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» в виде комиксов – стихотворных подписей к рисункам. Это был лубочный герой, потому и назвали его Васей Тёркиным, а не Василием. Подлинную глубину литературный образ обрел в 1941–1945 гг.Первые главы поэмы о никогда не унывающем бойце Василии Тёркине были опубликованы в сентябре 1942-го, в тяжелый для страны период, когда враг рвался к Волге. А потом они печатались по мере написания. Впечатления для повествования о Василии Тёркине автор привозил из командировок с передовой, из общения с бойцами в воюющих частях. Рождалась «книга про бойца, без начала, без конца», в которой каждая часть имела законченность – ведь читатель фронтовой газеты мог быть незнаком с предыдущими главами.
Образ Василия Тёркина полюбился армейским читателям, газету с очередной историей про бойца ждали, он шел с фронтовиками рука об руку. Главы поэмы переписывали от руки, читали в окопах, цитировали наизусть: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле»; «Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди!»; «Как ни трудно, как ни худо — не сдавай, вперед гляди».
В 1943 году «Василий Тёркин» был издан отдельной книгой.
«В 1943 году мне казалось, что в соответствии с первоначальным замыслом «история» моего героя завершается (Тёркин воюет, ранен, возвращается в строй), и я поставил было точку. Но по письмам читателей я понял, что этого делать нельзя», – вспоминал Александр Твардовский.
Нина ЗАМАХИНА
Фото автора с выставки