Калужский край во все времена славился замечательными учителями, руководителями школ, среди которых было много педагогов-новаторов. Их всегда отличали преданность профессии, любовь к детям. Из этой плеяды – заслуженный учитель России Николай Никитин.
Профессионал своего дела
Николай Никитин родился 7 декабря 1939 года в городе Алексине Тульской области. Трудовую деятельность начинал в цехах калужских заводов, работал учителем труда и мастером производственного обучения. По окончании в 1969 году КГПИ им. К.Э. Циолковского работал помощником директора по культурно-воспитательной работе ГПТУ № 18, заместителем директора и учителем истории в вечерней (сменной) средней школе № 2. С 1974 по 1979 год возглавлял среднюю школу№ 16, затем по 1989 год – среднюю школу № 19, ныне гимназию. 12 лет Николай Никитин руководил управлением образования города Калуги.
Николай Андреевич был профессионалом своего дела, замечательным учителем и человеком. Его уважали и любили ученики, коллеги, соратники. Николай Андреевич пользовался заслуженным авторитетом среди руководителей школ и учителей Калуги. Ушел из жизни в сентябре 2022 года. Светлая память о Николае Андреевиче сохраняется в сердцах тех, кто хоть немного работал с ним рядом!
Трудолюбие, строгость и демократичность
Александр Рахаев, бывший директор гимназии № 19:– Средняя школа № 16, где мне посчастливилось работать, была построена в кратчайшие сроки – за семь-восемь месяцев. И это благодаря директору Николаю Никитину. Очень много он на своих руках внес в школу учебного оборудования и не только учебного. Николая Андреевича отличали строгость, чувство юмора, некоторая демократичность и высокая требовательность.
В школе был четко организован учебный процесс, что и неудивительно, ибо одна из черт Николая Андреевича – педантичность, но в меру. Он считал, что организует все: внешний вид учителей и учеников и, естественно, эстетика всего учебного пространства. Николай Андреевич нашел людей (внутри коллектива), которые изменили интерьер школы кардинально. К нам затем приезжали экскурсии, чтобы перенять принципы оформления рекреаций, коридоров и кабинетов. Причем тратились на это самые минимальные средства.
Но не только этим прославилась 16-я школа. Буквально за три года она вырвалась в лидеры по качеству успеваемости, дисциплине и организованности и на четвертый год получила переходящее знамя.
А ведь большая была трудность в том, чтобы сплотить как разрозненный коллектив учителей, так и детей. А ученики были собраны из разных школ. Начальное звено составлял костяк самой 16-й школы, ибо до 1974 года она была начальной, а тут сразу стала десятилеткой. Никогда не забуду, какой сложный коллектив учеников был, особенно с 7-го по 10-й класс. И только кропотливой и целеустремленной работой Николая Никитина, высокой требовательностью к себе и окружающим можно объяснить успех школы. Его максимальное трудолюбие и профессионализм (а ведь он был молодым человеком – ему было всего 35 лет) позволили добиться поставленной цели. Его еще отличало умение найти в каждом учителе именно те черты, которые шли на пользу делу. Все болели за школу, и поэтому коллектив был единый, дружный и крепкий.
В дружном коллективе
Галина Кузьмина, бывший учитель 16-й школы:– 50 лет тому назад начала свою работу средняя школа № 16. Еще не был застроен микрорайон Ольговского кирпичного завода, стояли отдельные пятиэтажки. Вокруг – чистые пруды, лес с грибами и ягодами, птичье раздолье. И на огромной поляне возле леса вырастает новая двухэтажная белоснежная школа! Ее первый руководитель – Николай Никитин. Ему досталось строительство школы, доводка здания и прилегающей территории до ума.
Николай Никитин умел найти подход к любому – строителям, прорабу, а в дальнейшем – к учителям, родителям, ученикам. Ему надо было сделать очень много – подобрать педагогов, составить с ними планы работы по разным направлениям, подготовить завучей, набрать обслуживающий персонал.
Самое сложное – все сделать так, чтобы детям, которые придут в школу, было уютно, комфортно, спокойно и интересно. И у Николая Андреевича все это получилось! В школе действовали группы продленного дня, где дети проводили по шесть часов – у ребят были спортивные занятия, кружки по интересам, прогулки, самоподготовка. Это было очень важно, ведь микрорайон – на самой окраине города. Часто бывали на наших занятиях учителя из других школ города и области, студенты пединститута.
Для нас, учителей, проводились интересные вечера отдыха, на которых мы лучше узнавали друг друга, открывали таланты, увлечения коллег. Помню, Николай Андреевич не стеснялся в Международный женский день 8 Марта с нашими учителями-мужчинами нарядиться в фартук, косынку и исполнить веселые частушки. Это сближало, сплачивало наш учительский коллектив.
Когда Николаю Андреевичу предложили возглавить городское управление образования, он свою 16-ю не забывал. Всегда был готов помочь – поддержать и словом, и делом. Управление образования при нем трудилось плодотворно. Методисты часто бывали в школах, проводили интересные семинары, встречи с учителями-новаторами.
Максим МИХЕЕВ
Фото из архива 16-й школы и Галины Кузьминой