Мы решили составить список музыкальных предпочтений (плейлист) читателей газеты «Калужские губернские ведомости». Давайте этим песням и мелодиям посвятим наш общий калейдоскоп воспоминаний. Расскажите о своей любимой песне, мелодии: с какими событиями жизни она у вас ассоциируется, где вы ее впервые услышали, как потом искали эту мелодию, чтобы слушать ее снова и снова, храните ли вы до сих пор эту музыкальную композицию на пластинке или кассете. Вместе с вами мы соберем серию таких рассказов в нашем новом проекте. Ваши сообщения по адресу: 248600, Калуга, ул. Марата, 10, «КГВ», или на электронный адрес kapitolina-korob@yandex.ru, ждем ежедневно до конца апреля.
Рассказать о своих любимых мелодиях и песнях - непростая задача. Что именно выбрать, если их, любимых, великое множество? Некоторые не только запомнились навсегда, но и отозвались спустя много лет своеобразным эхом в сегодняшней жизни, связали нитью воспоминаний настоящее и прошлое! Стоит услышать знакомую мелодию - и ты словно на фантастической машине времени отправляешься в путешествие «по волне своей памяти». Об этом в воспоминаниях нашего автора Владимира КОРМИЛЬЦЕВА. С его подачи мы пополняем плейлист тремя музыкальными композициями.
«Заело»
Мое знакомство с популярной музыкой началось благодаря грампластинкам. Родители постоянно пополняли домашнюю фонотеку, и многие пластинки сохранились до наших дней. В том числе и патефонные. Да-да, в моем раннем детстве в доме был патефон! Уже тогда, в начале семидесятых, они стали редкостью, ведь почти в каждой семье были модные в те годы радиолы - гибрид лампового приемника и проигрывателя виниловых дисков. В отличие от радиолы, вещи обыденной, патефон казался диковиной, механическим пришельцем из прошлого, когда папа и мама были еще молодыми.
Патефон я слушал много раз. Нравилось вертеть ручку, заводя тугую пружину, а потом опускать поворотную «лапку» с иголкой на край крутящейся черной пластинки… Музыка лилась из раструба, скрытого внутри чемоданчика, с характерным шипением и щелчками. Острая игла извлекала звук и... одновременно уничтожала, «запиливала» звуковую дорожку. Если появлялись совсем уж глубокие царапины, пластинку начинало заедать: кусочек мелодии непрерывно повторялся. Одна из песенок популярных куплетистов Александра Шурова и Николая Рыкунина так и называлась - «Заело!». Сатирические куплеты об отдельных недостатках той жизни были популярным жанром советской эстрады.
Много лет спустя патефон сломался, и отец выбросил его на помойку. Кто же знал, что спустя примерно полвека такое старье будет выставляться в музеях! Недавно мы с коллегами побывали в Тарусе и познакомились с экспозицией музея «Чердак», где среди прочих экспонатов увидели несколько патефонов разных моделей. Один из них, необычного вида, компактный, сделанный до войны на заводе в городе Молотове (сейчас - Пермь), еще работал! Нам дали послушать на нем пластинку советских лет.
Умели же раньше делать надежную музыкальную аппаратуру…
«До свиданья, дорогие!»
Когда я учился в старших классах, родители подарили мне гитару. В то время многие мои сверстники увлекались игрой на этом инструменте, выступали в школьных ансамблях, подражая «битлам» или отечественным ВИА. Играли и просто во дворах, в кругу друзей. К сожалению, музыкантом я так и не стал, не освоил даже пресловутые три аккорда. Однако в конце 80-х меня приняли в Клуб самодеятельной песни «Буревестник». Это было в городе Горьком (Нижнем Новгороде), где я тогда жил и работал в конструкторском бюро фотографом. Занимался и творческой фотографией, много снимал для души, в том числе и концерты нижегородских бардов. Мы подружились, и они приняли меня в свое содружество в качестве неофициального «фотолетописца».
В этом качестве я и попал на II Фестиваль самодеятельной песни, проходивший в 1988 году недалеко от Нижнего. В живописной березовой роще был развернут большой палаточный лагерь. Песни под гитару звучали весь день, и не только со сцены, а почти у каждой палатки. Одна из них особенно запомнилась - «До свиданья, дорогие!». Она была написана Юрием Визбором, Виктором Берковским и Сергеем Никитиным в 70-х годах для кинофильма Рижской киностудии «Морские ворота». И еще одна - про Луну, которая прошлась по небу, как желтый цыпленок, и склевала все звезды… Какое-то сказочное, волшебное очарование звучало в этих стихах и музыке. Песня так и называлась - «Зимняя сказка». Написал ее в начале 60-х Сергей Крылов - бард, физик и журналист.
Интересно, что многие авторы-исполнители не считались профессиональными поэтами или музыкантами, их творчество было самодеятельным, поистине народным. Быть может, когда-нибудь наши потомки будут изучать записи советских бардов XX века как пласт народной песенной культуры, удивляясь неожиданным поэтическим образам и красивым мелодиям, которые трогают душу людей разных поколений.
II Фестиваль самодеятельной песни. Нижегородская область, 1988 год.
➤ Виктор Чайка, Симон Осиашвили. «Зимний сад»;
➤ Группа «Комбинация». «Твоя вишневая девятка»;
➤ Группа «Комбинация». «Два кусочЕка колбаски»;
➤ Александра Пахмутова, Николай Добронравов. «Беловежская пуща»;
➤ Анатолий Поперечный, Олег Иванов. «Алеся»;
➤ Группа «Монгол Шуудан». «Москва»;
➤ Александр Шуров и Николай Рыкунин. «Заело»;
➤ Юрий Визбор, Виктор Берковский и Сергей Никитин. «До свиданья, дорогие!»;
➤ Сергей Крылов. «Зимняя сказка».
➤ ...
Фото автора.