- Юнкер Толстой! Вам не составит труда подойти к карте и указать место, где завершил свою бурную жизнь Наполеон Бонапарт?
- Остров… Святой Елены.
- Нет! Мамочка моя, это не остров Святой Елены.
- Я готовил сегодняшний урок, но этого вопроса не было.
- Вы полагаете, что враг будет ждать, пока вы уроки выучите? Кто из вас, мамочки мои, может показать место, где умер Наполеон Бонапарт?
- Я могу, ваше высокоблагородие!
- Пожалуйста, прошу вас.
- Вот эта маленькая родинка на нежной спине океана и есть остров Святой Елены. А то, что нам показал Толстой, просто… мухи натоптали…
Вот так блистали познаниями герои фильма «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. А кто из нас с легкостью найдет на карте остров Святой Елены? Это напрямую зависит от качества школьного географического образования. Ему, а конкретнее, учебникам географии, посвящена выставка «Мудрость пространства», открывшаяся в Калужском госуниверситете.
Со многими рисунками и гравированными картами
Время почти стерло портреты великих путешественников на обложке самого старого экземпляра на этой выставке. «Учебная книга географии. Общие сведения». Шрифт с «ятями». Год издания - 1915-й. Листать его совсем нескучно. Черно-белые и цветные иллюстрации – от извержения Везувия до тропических лесов, диаграммы, карты, «шпаргалки» типа «Величайшие озера земного шара» (ни Алисы, ни GPT-чата тогда еще не было).- Изюминкой дореволюционных учебников была полиграфия – цветные карты, иллюстрации с грамотными подписями. Что касается содержания, большое внимание уделялось этнографии, народам, населявшим дальние страны. В этих учебниках много математики – размеры, расчеты. Но само обучение долгое время держалось на заучивании. Надо было запоминать большое количество географических названий. Никита Михалков в фильме «Сибирский цирюльник» ярко это показал. Подход изменил Константин Дмитриевич Ушинский. То хорошее, что мы имеем в методике обучения, заложено им, - рассказала Татьяна Константинова, доцент Института естественных наук Калужского госуниверситета.
Идея этой выставки и большая часть экспонатов, а их представлено восемь десятков, принадлежит ей.
Татьяна Владимировна, выпускница биолого-географического факультета КГУ, сегодня учит будущих учителей методике обучения географии. К учебникам у нее особое отношение еще со школьных времен. Получив перед летними каникулами стопку еще пахнущих типографской краской книжек, можно было заглянуть в будущее – что интересного ждет и по каким предметам. Учебник по географии до 1 сентября она успевала проштудировать от корки до корки. В студенческие годы стала учебники собирать. Какие-то дарили друзья и коллеги, что-то находилось на книжных развалах, а то и на свалках. Сейчас в коллекции Татьяны Константиновой более 150 учебников географии не только российских, но и других стран мира.
- Рассматривая методику обучения географии в историческом контексте, видишь, как менялось отношение к предмету. В послевоенные годы в Советском Союзе интерес к нему рос. Было понимание на уровне государства, что выжить под давлением внешних угроз можно, вкладывая в образование. Страна у нас большая. Не зная географии, нельзя ею управлять. К 70 - 80-м годам прошлого века географическая, педагогическая науки поднялись на достаточно высокий уровень. Старшее поколение сегодняшние географические диктанты пишет лучше подрастающего поколения. А учебники того времени снова переиздаются. Катастрофически упал интерес к географии в 90-е годы. Особенно пострадал курс географии России. Сейчас наша страна вновь заявляет о себе, география вновь становится популярной, - отметила Татьяна Константинова.
Митрофанушки с навигатором?
«Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезет», - рассуждал в XVIII веке герой комедии Фонвизина «Недоросль». «Поверните направо. До перекрестка 200 метров», - вещает голосовой помощник в XXI веке. На самом деле география - это не только про ориентацию в пространстве. Это знание и понимание, что это пространство собой представляет и как в нем жить.- Парадокс: современные дети погружены в информационное море, но они «скользят» по нему поверхностно. Им сложно дается чтение и понимание прочитанного. Они с трудом запоминают, где находятся те или иные географические объекты. Мир сузился до экрана смартфона или компьютера, - посетовала Татьяна Владимировна.
По ее словам, наше время ставит новые вызовы перед учителями. Есть у специалистов вопросы и к нынешним учебникам географии России 8 - 9 классов. ЕГЭ показывает - как только вопрос касается какого-то региона, у детей пробелы в знаниях. Практики в учебном процессе и школьников, и студентов стало гораздо меньше. А походы, экскурсии в освоении географии могли бы очень помочь. Кстати, ходить в массе своей молодые люди сейчас не очень любят. Но прежним остается главный принцип - не кормить детей готовой информацией, а учить ее добывать. К примеру, «Давайте посмотрим на карту! Какой материк самый большой по площади?»; «Покажи на глобусе Конго. Можешь пальчиком границы обвести!». Эффект от того, что ребята сами искали, выстраивали логические цепочки, куда больший.
- География помогает даже тем, кто давно окончил школу. Когда вас ничто не радует, куча дел, куча проблем, надо просто остановиться, посмотреть на небо, какая планета видна, посмотреть, какой рельеф вокруг, и так далее. Обозревайте пространство. География может вытащить из подобных состояний лучше любого психолога. Проверено на себе, - поделилась Татьяна Константинова.
«» Как только страна заявляет о себе на геополитической арене, растет интерес к географии. Так было в начале XVIII века во времена Петра I, когда Россия прирастала территориями. При Екатерине II географические кафедры появляются в университетах, издаются новые учебники. После Великой Отечественной войны молодых людей с географических факультетов отправляли исследовать территории Сибири и Дальнего Востока. Сегодня на географию вновь обратили внимание. Возрождается Русское географическое общество, появляется много проектов для молодежи. Татьяна Константинова.
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото автора и Сергея ЛЯЛЯКИНА

Газета
Прямая линия













