Как гласит семейное предание, однажды молоденькая калужская мещанка Мария Андрияновна Овсянникова отправилась на променад к Гостиным рядам. Так ей нравились арки, башенки, заостренные окна, что решила Мария этот шедевр русской готики вышить. Дома расстелила миллиметровую бумагу и стала прикидывать будущий рисунок… В 1875 году появился свадебный рушник с… Гостиными рядами. Когда прапраправнук Марии Андрияновны по линии отца Андрей Шапин показал его, мы с коллегами были удивлены – так, сохраняя народную стилистику, знаковое место Калуги никто не изображал! Андрей – вышивальщик в пятом поколении. Работу своей прапрапрабабушки он повторил в новом рушнике, от себя добавил плодов и цветов.
Рыцарь с иглой и ниткой
Кардинал Ришелье, прусский король Фридрих Великий, шведский король Густав V... Все эти знаменитые мужчины ловко владели иглой и ниткой и были отличными вышивальщиками.– Мне было лет семь, когда я обратил внимание, какие у моей прабабушки Анны Николаевны Лобановой, внучки Марии Андрияновны, красивые салфетки, подзоры, скатерти. Она стелила их на каждый праздник. Мне так хотелось узнать, как это чудо рождается. Ребята на улице бегали, а я прабабушку расспросами донимал: «Как ты вышиваешь? Покажи!» Первая моя вышивка – землянички стебельчатым швом. Прабабушка Анна Николаевна меня похвалила, в вот ее дочь, моя бабушка, Валентина Александровна Шапина, она была профессиональной вышивальщицей, работала на Калужской фабрике художественной вышивки, посмотрела строго и сказала: «Андрюша, такая работа не годится! Надо делать качественно и красиво!» И разрезала вышивку ножницами. Этот урок я на всю жизнь запомнил, – поделился Андрей Шапин.
Другой бы обиделся, иголки с нитками побросал и побежал играть с мальчишками в футбол. Андрей решил, что научится вышивать не хуже своих бабушек. В школе на уроках труда его одноклассники изучали столярное и слесарное дело, а он пошел на домоводство, чтобы научиться шить.
После 9-го класса поступил в Калужский кооперативный техникум, получил профессию повара и более семи лет проработал в столовой турбинного завода.
Наследство
А вы обращали внимание, сколько вышивки на старинных костюмах – будь то бальное платье благородной дамы или крестьянская рубаха с занавеской. Вышивали в богатых домах, вышивали в избах. Сватам вышивки невесты показывали – смотрите, какова мастерица!Даже после Октябрьской революции любовь к этом ремеслу не исчезла. Прабабушка Андрея Шапина Анна Николаевна Лобанова вышивальщица была знатная. В 30-е годы XX века власти отметили ее разработки филейной (по сетке) вышивки грамотой за добросовестный труд. Делала она и сложнейшую прорезную вышивку «вологодское стекло». После Великой Отечественной войны был новый всплеск интереса к вышитым вещам. Люди старались украсить свой скромный быт – скатерти, салфетки, дорожки, накомодники. Анна Николаевна вышивала такие и в подарок, и на заказ.
Бабушка Андрея Валентина Александровна Шапина училась в Калуге в ремесленном училище. Была мастером на фабрике художественной вышивки, что располагалась на улице Плеханова. Потом трудилась в ателье.
– Она умела вышивать и вручную, и на машине. Но больше всего любила руками вышивать. Говорила: «Я душу вкладываю в вышивку, чтобы человек прикосновение моих рук чувствовал. Машина так не сделает», – вспоминает Андрей.
Сегодня он и его мама Евгения Анатольевна Шапина, тоже большая любительница вышивать, сохраняют вышивки, которые в их семье передавались из поколения в поколение, как правило, в наследство старшей дочери. Всего около сотни предметов. Пару лет назад калужане и гости города могли увидеть эту коллекцию в областном музее изобразительных искусств. Экспозиция была посвящена столетию Марии Андрияновны Овсянниковой. Здесь Андрей представил и свои работы. А в прошлом году выставка прошла в Доме мастеров.
Кому пяльцы передать
Пяльцы Андрею достались от прапрабабушки Марфы Иосифовны Ванечкиной, дочери Марии Андрияновны Овсянниковой. Старинные деревянные – береза-дуб. Вышивает только на них.– Они теплые. Они меня греют. Я будто руки своих бабушек чувствую. Прабабушки Анны Николаевны не стало в 2001 году. Перед смертью она говорила мне: «Андрюша, нужно все это сохранить. Иначе уйдет наша вышивка», – рассказал он.
В областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского собирается клуб любителей калужской вышивки «Возрождение». Андрей Шапин проводит мастер-классы для всех желающих. Делится техниками, рассказывает о традициях.
– Я был поражен, когда на мой первый мастер-класс пришли не только люди старшего поколения, но и мамы с дочками-школьницами. Они были удивлены, что в Калуге есть мастера-вышивальщики. Хорошо, что на уроках труда теперь девочек учат шитью. В библиотеке Белинского много книг и журналов. Чтобы они не пылились, их надо листать, они должны дышать, жить. Клуб – это общение, новые навыки. Вышивка не только руки и глаза, а мозг в первую очередь заставляет работать. Это полезно в любом возрасте, – считает Андрей Шапин.
Сам он сейчас вышивает традиционный рушник. Всего за последние два с половиной годы вышил их 12. К нам в редакцию принес один удивительный – на льняном домотканом полотне XIX века. Объяснял значения рисунков: «Ромбы – это засеянное поле. Выше всходы. А потом цветы и плоды».
Мастерство вышивальщика по изнанке видно. Узлов, торчащих ниток быть не должно. Как говорится, лицо – для людей, изнанка – для Бога.
Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото Владимира Кормильцева
и из архива Андрея Шапина

Газета
Прямая линия













