На Северном Кавказе бойцы спецназа противостояли хорошо вооруженным и обученным боевикам и террористам. В сложной обстановке, с риском для жизни, наши парни четко и слаженно выполняли все приказы командования. В подразделении сложилась добрая традиция – с любых заданий возвращаться в полном составе. Того же ветераны желают новым поколениям спецназа.
Колебаний и отказов не было
К концу 1994 года отряд специального назначения «Гром» службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Калужской области представлял собой сформированное и практически полностью укомплектованное подразделение. Большая часть личного состава отряда прошла через тревожные московские командировки 1993 года.
Направление в район боевых действий в Чеченской Республике не стало для командования и личного состава какой-то неожиданностью. Все уже знали о сложной внутриполитической ситуации на Северном Кавказе и прекрасно понимали, что без нас там не обойдется. Поэтому, когда поступил приказ группе из десяти сотрудников выехать в Чечню, никаких колебаний и отказов не было.
Никто из нас, прошедших так называемые первую и вторую чеченские войны, тогда не мог даже представить себе, что придется испытать. Тем более что это затянется на долгие девятнадцать лет.
Грозный, декабрь 1994 – январь 1995 года
В составе сводного отряда спецназа ГУИН России калужане вылетели в Чечню 30 декабря 1994 года. В Моздоке все отряды были довооружены боеприпасами и одноразовыми ручными гранатометами «Муха». Причем выдавалось все без особого учета – бери, сколько унесешь. Стало ясно, что ситуация складывается непростая.
31 декабря колонной пошли в Грозный. На северной окраине города остановились для уточнения предстоящих задач. Бой в чеченской столице уже был в самом разгаре, слышались стрельба из стрелковых видов оружия и канонада от более серьезных стволов.
Первого января 1995 года передовая группа, в которую вошли пять бойцов «Грома», выдвинулась в Грозный. Ей поставили задачу – вслед за боевыми группами разведки провести зачистку обозначенного района от бандформирований.
На десяти бронетранспортерах мы двигались по улице Маяковского. В неразберихе разведбат куда-то пропал, но группа продолжила движение. Свернули на улицу Лермонтова, на параллельной ей Первомайской скопились боевики. Как только наша колонна полностью втянулась на улицу, боевики открыли плотный автоматно-пулеметный и снайперский огонь.
Несмотря на это, группам спецназа удалось завладеть ключевыми позициями – перекрестками в районе улиц Лермонтова и Первомайской – и ответным огнем подавить огневые точки боевиков. Впоследствии на этих позициях наши бойцы организовали блокпосты. Бой был очень жестким, «духи» не жалели боеприпасов, а «потерявшийся» разведбат нашелся через четыре часа боя. Они вышли к одному из наших блокпостов, лишившись при этом пятнадцати человек.
Снайперская война
В начале января в Грозном активизировались снайперы боевиков. Для противодействия им были созданы сводные снайперские команды из сотрудников спецназа ГУИН и групп прикрытия полка ВДВ. В одну из таких команд вошел снайпер нашего отряда. Их задачей стало уничтожение снайперов и отдельных групп «духов» в районе республиканской больницы, изобилующем многоэтажными высотными домами.
Группа заняла крышу одной из высоток и приступила к выполнению задания. Боевики неоднократно пытались штурмом взять высотку, обойти ее, сбить наших ребят с крыши гранатометными выстрелами, но добиться результата так и не смогли.
В течение нескольких суток отрезанные от основных сил, при острой нехватке боеприпасов, воды, продуктов питания спецназовцы сдерживали бандитов, не позволяя им соединиться с группами, действовавшими в других районах Грозного. Уничтожали их снайперским огнем, тем самым давая возможность федеральным силам сконцентрироваться на штурме главного оплота противника – президентского дворца.
Мирные жители
Тем временем калужский спецназ выполнял боевые задачи на блокпосту в районе улиц Лермонтова и Первомайской. Однажды промозглой ночью, наполненной звуками взрывов и перестрелок, старшина отряда услышал стоны и тихий плач из развалин дома. Получив добро командира, он вместе с бойцом штурмовой группы отправился выяснять ситуацию.
В развалинах бойцы обнаружили пожилую русскую женщину. Она пряталась за печью, переживая ужасы городского боя. Разорвавшийся снаряд на несколько дней заблокировал бабушку в ее собственном жилище. Из родных рядом никого не осталось. Отчаявшаяся от страха и голода женщина готовилась проститься с жизнью.
Вызволив мирную жительницу, ребята накормили ее и решили отправить подальше от боевых действий. Но та наотрез отказалась уходить из родного дома. Во время следующей командировки в Грозный в мае 1995 года мы нашли эту старушку. Когда она узнала своего спасителя, даже у нас, суровых мужиков, сжались сердца.
После возвращения вся группа спецназа была награждена государственными наградами, кроме того, личному составу было присвоено право ношения крапового берета.
➤ Окончание следует.

Газета
Прямая линия













