Если ваше утро тоже начинается с кофе, можете попробовать новый рецепт. Заварите… зеленый чай. Теперь сварите крепкий кофе. Добавьте к нему в чашку пару ложек сгущенки. Запивать сладкий ароматный напиток полагается зеленым чаем. Это и будет кофе по-лаосски. С таким зарядом энергии хоть тропические леса прочесывать, хоть неизвестные науке виды прытких ящериц ловить – это доказали во время недавней экспедиции в Юго-Восточную Азию заведующий ботаническим садом Калужского госуниверситета Евгений Константинов и лаборант Виктор Чернов.
По местам трудовой славы
21 год назад, когда биологи в провинциальных российских вузах могли только мечтать о работе в тропиках, преподаватели и студенты Института естествознания КГУ отправились в первую экспедицию. Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Таиланд. Уникальная природа, места, куда еще не ступала нога ученого. За эти годы калужане открыли 12 видов животных и растений.В 2020-м вмешался COVID-19. Границы были закрыты. Почти на полгода Евгений Константинов вынужден был задержаться в Лаосе, но… в той экспедиции на газонах в лаосской столице Вьентьяне и крупном городе Паксе удалось поймать необычных ящериц – листопалых гекконов. Вообще гекконы – предмет особого интереса калужских ученых. Особенно те, что обитают рядом с человеком – бегают в домах по потолкам и стенам, ловят слетающихся на свет горящих лампочек насекомых. Местные жители тапками в них не кидаются.
– Год назад получили результаты молекулярного анализа. Оказалось, что пойманные нами гекконы относятся к неизвестному виду. Раньше мы изучали все, что обитает под лампочками, а смотреть надо было на пол! Из-за строения лап эти гекконы не поднимаются выше чем на полметра от земли, в траве у домов они ловят термитов. Подтвердить свое открытие и узнать больше об этих пресмыкающихся было главной задачей нашей нынешней экспедиции. Мы выяснили, что данный вид – настоящий биоиндикатор степени урбанизации городов: как только она вырастает, они исчезают. Подтвердили это, плотно обследовав Бангкок, – рассказал Евгений Константинов.
3D-тропики
Для Виктора Чернова это была первая поездка в Юго-Восточную Азию. Одно дело слушать рассказы, смотреть фото и видео, совсем другое – идти по ночному тропическому лесу, слушать его звуки, вдыхать его запахи.– Чтобы найти геккона, надо стать гекконом. В экспедиции мы вели ночной образ жизни – днем спали, а в шесть вечера вставали и собирались на охоту. Ориентировались по звукам брачных песен амфибий и рептилий. Здорово было наблюдать в свете фонарика, как спят на деревьях ящерицы, ходят по земле плюшки-лягушки. Мне на глаза попалась паутинка с маленькими паучками. Поднимаю голову, а вверху паучья свадьба – в центре огромная самка-невеста, вокруг – крохотные женихи. Они кормятся остатками того, что она поймает. Но может и закусить зазевавшимся женихом, – описывал Виктор Чернов дикие лесные нравы.
Все же большую часть времени калужанам пришлось работать в городах – основных местах обитания объектов их исследований. Гекконов ловили руками. Вот где пригодилась энергия кофе по-лаосски (рецептом мы поделились в начале статьи).
– Мы привезли в Калугу 50 живых особей листопалых гекконов. Дорогу перенесли хорошо. Осваивают террариумы, с аппетитом едят плодовых мушек. Способность отбрасывать хвост делает их идеальными лабораторными животными – хвост ученым на молекулярный анализ, а у геккона отрастает новый, – объяснил Виктор Чернов.
Ящерки в университете уже обжились, даже яйца отложили в кирпичах, которые служат им укрытием в террариуме. Можно инкубировать. Сами гекконы с потомством не заморачиваются – обедом не кормят, в родительских чатах не обсуждают.
Острова стабильности
Настоящая Юго-Восточная Азия – это не про открыточные виды и многозвездные отели. Колоритные рынки, маленькие кафе, «здравствуйте» от каких-нибудь бабушки или дедушки, которые русский в свое время в школе учили. Здесь мы не иностранцы, здесь мы «совьет» – большие друзья.– В этой поездке почти неделю находились без связи. Получили настоящий цифровой детокс. Было чем заняться, о чем подумать. Юго-Восточная Азия – это скорее про мистическое созерцание. Тот самый дзен, – считает Виктор Чернов.
– В мире еще есть острова стабильности. Приехав в столицу Камбоджи Пномпень, я нашел ресторанчик, где еще в первую экспедицию в 2004 году мне очень понравились китайские пельмени, – ресторанчик, хозяйка и пельмени были на своих местах. В Лаосе, в городе Паксе, зашли на рынок выпить кофе. Маленькое кафе для местных работало как и 21 год назад, когда я там впервые побывал, та же самая бабушка поила нас таким же вкусным кофе. Кстати, на высокогорном плато Баловен выращивают лучшие лаосские кофе и чай, – поделился Евгений Константинов.
И проводник у калужан был тот же самый. Тхилапонг Вонгса был студентом Института естествознания КГУ. Сейчас он работает в геолого-разведочной фирме на севере Лаоса. Специально взял отпуск, чтобы сопровождать калужскую экспедицию.
– Я привез в подарок его маленькой дочке букварь. Сказал: «Пусть учит русский. Ждем в Калуге лаосских студентов», – сказал Евгений Константинов.
Светлана МАЛЯВСКАЯ
Фото из архива Евгения Константинова

Газета
Прямая линия












