С начальных классов
Научить младших школьников, как своими руками разработать движущегося робота и как его запрограммировать, чтобы механизм послушно исполнял команды, – этим занимается компания, которую возглавляет Евгений Павловский. Сам он еще в шестом классе посещал Калужскую станцию юных техников, осваивал программирование, а теперь к любимому делу приобщает новое поколение. И среди первых устройств, с которыми знакомятся его ученики, - 3D-принтер, печатающий заданные детали и элементы, в том числе для запроектированного робота.Вообще же 3D-проектирование и 3D-печать сегодня используются в самых разных отраслях, например, промышленными предприятиями, когда требуется небольшая партия каких-либо изделий, а создавать для этого новую линию на заводе и приобретать оборудование экономически невыгодно. Также широкое применение находит 3D-печать при ремонте бытовой техники – быстрее и дешевле обычного ремонта. А возможности этой технологии можно назвать неограниченными и все ее перспективы пока даже трудно предсказать.
Их не приводят за ручку
Компания стала резидентом бизнес-инкубатора шесть лет назад. Какова эффективность этой работы, много ли школьников выбрали для себя путь технического творчества и робототехники?
- Программа, по которой учатся наши дети, удобна и доступна, - говорит Евгений Павловский. - Некоторые из них так увлеченно осваивают 3D-моделирование, 3D-печать, программирование, что быстро становятся маленькими инженерами!
И все же за минувшие годы было немало достойных, заинтересованных учеников. Одного из них я знаю шесть лет. Он даже дополнительно окончил Яндекс-лицей, научился хорошо программировать, поступил в Бауманский. Он отличается прекрасными способностями и уже сейчас, несмотря на молодость, сильнее всех нас вместе взятых в программировании. Таких ребят не приводят родители за ручку, они сами приходят!
Если подсчитать, то в среднем ежегодно нашу небольшую школу робототехники посещали примерно 15 человек. Сегодня семеро очень хороших наших выпускников учатся в ВУЗах, причем трое – в ведущих университетах столицы. А один бывший ученик организовал свое дело - не зря я знакомил своих ребят с основами маркетинга и продаж. Многие из них зарабатывают на 3D-печати, тем более что они уже умеют создавать 3D-модели.
Не только дети
Иногда в школу Евгения Павловского приходят далеко не младшие школьники, учатся они максимально эффективно и заканчивают обучение в самые короткие сроки. Это люди, которые целенаправленно выбирают 3D-технологии, чтобы реализовать свои планы.
Так, молодому парню, лет 17, всего два месяца потребовалось, чтобы полностью освоить всю программу, рассчитанную на несколько лет, – он очень головастый. Сказал спасибо и пошел дальше, чему-то еще учиться.
Или, как рассказал Евгений, пришли двое 38-летних мужчин. Один любит мастерить, таких называют золотые руки, и он быстро понял основы моделирования, которое пригодится ему в дальнейшей работе. А второй – инженер с завода – пришел посмотреть возможности 3D-техники и тоже освоил ее за два месяца.
- За все годы работы в инкубаторе обучение в нашей школе прошло около полусотни человек. Конечно, для решения проблемы дефицита инженеров в области этого совершенно недостаточно, тем более для страны. Над этой задачей надо работать властям. К нам не раз приходили представители местной власти, все хвалили наши успехи и говорили, что мы молодцы. Нам приятно, но надо это внедрять в массы. В последние годы в нашей области (как и по всей России) остро не хватает технического персонала, инженеров и т.д. Этому вопросу посвящаются заседания и совещания, но заметно ситуация не улучшается. И на более высоких уровнях мы слышим много призывов привлекать детей к техническому творчеству, но сейчас этой деятельностью в основном занимаются такие компании, как наша школа, то есть малый бизнес, который просто не в силах решить задачу в серьезных масштабах. Чтобы привить молодому поколению интерес к техническим профессиям, призванным поднять и роботостроение, и космическую индустрию, и машиностроение, и остальные отрасли, подход требуется другой, причем с самым высоким приоритетом. Дети – это наше будущее, и строить его надо вместе!