29 марта, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 29.03.2024, 15:45
В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры
В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры
Общество 29.03.2024, 15:44
В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»
В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»
Общество 29.03.2024, 15:15
В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев
В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев
Общество 29.03.2024, 15:00
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»
Общество 29.03.2024, 14:46
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Дети из Людинова поучаствовали в конкурсе «Мой папа самый лучший»
Общество 29.03.2024, 14:37
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Министерство просвещения России дало рекомендации родителям для детей как обезопасить их в интернете
Общество 29.03.2024, 14:24
В Калужскую область возвращаются аисты
В Калужскую область возвращаются аисты
Общество 29.03.2024, 14:05
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Ветераны СВО проходят реабилитацию в калужском санатории
Общество 29.03.2024, 13:18
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
В Калужской области проводят конкурс «Женщина – хозяйка села»
Общество 29.03.2024, 12:22
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации
Фракция «Единая Россия» Законодательного Собрания Калужской области продолжает помогать участникам спецоперации
Спорт 29.03.2024, 11:35
В Обнинске пройдут Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по плаванию
В Обнинске пройдут Всероссийские соревнования Общества «Динамо» по плаванию
Общество 29.03.2024, 11:32
Калужан призывают участвовать в конкурсе Росмолодежи
Калужан призывают участвовать в конкурсе Росмолодежи
Общество 29.03.2024, 11:00
Иван Головид: «Как бы террористы не хотели запугать и расколоть наше общество, им это не удалось»
Иван Головид: «Как бы террористы не хотели запугать и расколоть наше общество, им это не удалось»
Криминал 29.03.2024, 10:33
В Калужской области завели два уголовных дела за автоподставы
В Калужской области завели два уголовных дела за автоподставы

От извозчиков до троллейбусов

Общество 04.06.2021, 09:38

Как менялась история общественного транспорта Калуги с довоенного времени и до наших дней?

31 августа 1971 года, буквально за неделю до торжеств, посвященных 600-летию Калуги, троллейбусные маршруты №№ 6 и 7 были продлены от КРЛЗ до поселка Дубрава. Это был символический подарок Управления калужского троллейбуса к юбилею города. Но история калужского общественного транспорта начиналась намного раньше, в тридцатые годы…


Пионеры общественного транспорта


Автобус ЗИС-16 в Калуге. 1940..jpg

Асфальтовое покрытие в 30-е годы в Калуге имела только одна улица Ленина (тогда – проспект), которая была разделена пополам (Ленина и Советская). Остальные улицы были грунтовыми, редко – мощеными камнем. Поэтому в довоенной Калуге жители пользовались извозчиками, а иногда – малочисленными такси. Автотранспорт на улицах города был редкостью. Несколько первых пассажирских автобусов ЗИС-8 появились в Калуге в середине 30-х годов. Город тогда не был областным центром и входил в состав укрупненной Тульской области.

К 1940 году в Калуге проживали почти 90 тысяч человек, но город тогда был компактным. Уже Середа и Азарово находились за его пределами. Поэтому единственный маршрут городского автобуса проходил по асфальтированной улице Ленина (Советской) от железнодорожного вокзала до площади Ленина, чуть позже – до парка Циолковского.

Незадолго до войны город получил несколько новых пассажирских автобусов ЗИС-16, более удобных, чем предыдущая модель. Эти автобусы можно было видеть в Калуге и в первые послевоенные годы. Но основным пассажирским транспортом все равно оставались извозчики, которых дополняли немногочисленные такси.

Летом 1944 года Калуге вернули статус регионального центра во вновь созданной области. Теперь город мог самостоятельно решать вопросы развития общественного транспорта, без согласования с прежним тульским начальством. Но до окончания войны и восстановления хозяйства эти вопросы оставались второстепенными. Потом и город стал расти, из эвакуации вернулись промышленные предприятия. Нужда в пассажирских автобусах выросла.

В 1948 - 49 годы городской парк общественного транспорта пополнился новыми автобусами ЗИС-154 с непривычным отсутствием выдвинутого вперед капота. Эти автобусы имели 34 сиденья, в отличие от деревянных предшественников, они были полностью выполнены из металла. Тогда же возросло и количество городских автобусных маршрутов. А в 1960-х годах на улицах Калуги появился знаменитый желтый ЛиАЗ-667, который не сходил с городских маршрутов полвека и уверенно въехал в XXI век! Это был самый работящий и самый массовый городской автобус.

Сегодня на улицах Калуги можно увидеть разнообразные автобусы различных марок. Поездки на них стали комфортнее, безопаснее, быстрее. Немалую помощь в пассажирских перевозках оказал проект «Новый транспорт Калуги», реализуемый внутри Управления калужского троллейбуса.

Электричество безопаснее бензина

К такому выводу городские власти пришли еще в первые послевоенные годы, когда решали вопрос по развитию общественного транспорта. Вопрос о создании городского трамвая, увы, отпал, учитывая узость калужских улиц. Пришлось остановиться на троллейбусах, потому что одни автобусы не справлялись с перевозкой все большего числа пассажиров. В марте нынешнего года калужскому троллейбусу исполнилось 65 лет!

Первый троллейбус в Калуге. 1956.jpg

30 марта 1956 года при огромном стечении народа у Гостиных рядов председатель Калужского гор-исполкома Николай Холодков перерезал символическую алую ленту на пуске троллейбусного движения по маршруту № 1 «Вокзал – площадь Ленина». Общая протяженность электропроводного маршрута тогда составляла 11 километров в оба конца. Водитель Валентин Козлов провел свой троллейбус марки МТБ-82Д по указанному маршруту. На день открытия троллейбусного движения в Калуге было всего 10 машин, в мае того же года, когда открыли маршрут № 2, к ним добавилось еще пять. За первый день работы калужского троллейбуса им было перевезено 8546 человек. В их числе был и учащийся железнодорожного техникума Николай Скворцов:

- Для нас, молодежи 50-х годов, первые троллейбусы были диковиной. Конечно, мы их видели на фотографиях в газетах и журналах, но сами никогда на них не ездили. Троллейбус был комфортнее автобуса хотя бы потому, что в его салоне не пахло бензином. А все старые автобусы этим грешили. Проезд стоил дешевле на 10 копеек (с 1961 года – на 1 копейку), чем в автобусе. А для нас, учащихся, это тоже было немаловажно. Ожидать новый транспорт приходилось меньше, чем автобус, а довозил до места он также быстро. Поэтому с тех пор я стараюсь отдавать предпочтение калужскому троллейбусу.


ЛиАЗ-667.jpg

Пуск первого троллейбуса на Правобережье.jpg
Троллейбус предпочли большинство калужан, для которых он навсегда стал главным видом общественного транспорта, без него теперь невозможно представить пассажирские перевозки в Калуге. А открытие новых троллейбусных маршрутов всегда становится настоящим праздником для жителей новых микрорайонов города. Так, например, было с пуском маршрута № 18 на Правобережье в ноябре 2008 года.

Сегодня Управление калужского троллейбуса обслуживает 11 троллейбусных и 30 автобусных городских маршрутов общей протяженностью более тысячи километров и ежемесячно перевозит более 3 миллионов пассажиров.

УКТ - это крупнейшее муниципальное предприятие города с богатой историей, эксклюзивный городской перевозчик экологически чистым наземным электрическим транспортом.

Сегодня парк техники УКТ насчитывает более 130 пассажирских троллейбусов и автобусов отечественных и зарубежных производителей. В планах - обязательное дальнейшее обновление и расширение существующего парка техники.


Фото из открытых источников.



Новости по теме
В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры

В Мещовском районе школы выступили со своими инициативами по развитию инфраструктуры

В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»

В Калужской области стартовала информационная кампания «Останови огонь!»

В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев

В Калужской области идет реконструкция моста через реку Суходрев

Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»

Алексей Гунько: «Никому не позволено безнаказанно уничтожать ни в чем не повинных людей»

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика