Школьная жизнь полна не только интересных событий, но и… опасностей. С какими только ситуациями ни приходится сталкиваться педагогам: ребенок поскользнулся и подвернул ногу, или упал в обморок, или порезался, или пошла носом кровь… Бывают и серьезные ушибы, и переломы. Обязанность грамотно и вовремя оказать первую помощь в таких ситуациях ложится на учителей.
В ответе за тех,кого обучаем
Провести сердечно-легочную реанимацию, освободить дыхательные пути, остановить кровотечение - все это должны уметь делать учителя образовательных учреждений. Удивлены? Но это действительно так: согласно законодательству, оказание первой помощи детям в период их пребывания в образовательном учреждении обеспечивает именно школа. Идеально, конечно, если в школе есть медработник и если он окажется на месте в случае ЧП. Но все мы знаем, насколько это далеко от реальности. А дети – существа подвижные, активные, любопытные и рисковые.- Безусловно, многие преподаватели когда-то обучались навыкам оказания первой помощи. Но, во-первых, принципы ее оказания с течением времени меняются. А во-вторых, обучение должно быть регулярным и подкрепленным практикой, - рассуждает кандидат медицинских наук, и.о. заведующего кафедрой неотложной и тактической медицины КГУ им. К.Э. Циолковского, генеральный директор АНО «Учебный центр «Антониус Медвизион» Олег ПОПОВ. - Необходимые навыки должны быть отработаны до автоматизма, иначе преподаватель в нужный момент может растеряться, не вспомнить и не решиться прийти на помощь, и драгоценное в таких случаях время будет упущено.
«Антониус Медвизион» в течение 15 лет проводит специальное обучение для всех желающих, и сотрудники этой организации хорошо понимают важность темы. Поэтому в прошлом году организация разработала проект «Навыки оказания первой помощи для учителей калужских школ», который был поддержан Фондом президентских грантов. Сумма поддержки составила почти миллион рублей.
Статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность работодателя организовать обучение правилам оказания первой помощи для всех лиц, поступающих на работу или переводимых на другую работу.
А правила, утвержденные постановлением правительства РФ от 24.12.2021, устанавливают, что обучение по оказанию первой помощи пострадавшим проводится не реже одного раза в три года. Продолжительность программы обучения должна быть не менее восьми часов.
Нашли отклик
В рамках проекта предполагалось бесплатно обучить не менее 350 преподавателей. Многие калужские школы активно откликнулись на предложение, как итог – с февраля по июнь этого года было обучено более четырехсот учителей из тринадцати калужских школ.- Мы видели их живой интерес, - отмечает Олег Юрьевич. – Некоторый скептицизм и скованность в начале занятий быстро испарились, учителя буквально засыпали вопросами наших специалистов, и вместо запланированных двух-трех часов занятие порой продолжалось все пять.
Темой оказания первой помощи Олег Попов занимается давно. Помимо перечисленных выше должностей и статусов он доцент кафедр неотложных состояний Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и медицины катастроф ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», председатель регионального отделения Российского общества первой помощи, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи и первой помощи минздрава области.
- Оказание первой помощи включает множество нюансов, человек должен сделать все грамотно, не навредив ни пострадавшему, ни себе, - поясняет он.
Охватить всех преподавателей организация, конечно, не может. Но это и не требуется, убежден Олег Юрьевич. Если хотя бы 20 % коллектива этими навыками владеет – вероятность грамотного оказания первой помощи в экстренной ситуации значительно возрастает. Важно, чтобы фамилии и контакты этих знающих людей были на виду.
- Учащиеся и преподаватели должны быстро сориентироваться, кого стоит позвать в том или ином случае, - говорит Олег Попов. – Размещение информационных табличек и плакатов очень важно, и мы консультируем организации по вопросам, как это грамотно сделать.
В сентябре - октябре специалисты планируют оценить «выживаемость знаний» у прошедших обучение педагогов.
- Я видел, что к концу первой недели обучения знания об оказании первой помощи значительно повышались, и было очевидно, что половина педагогов точно сумеет провести реанимационные мероприятия в случае необходимости, - убежден Олег Юрьевич.
Запрос на подобные курсы в обществе растет, и специалисты полагают, что навыки оказания первой помощи надо прививать как можно раньше.
«» В одном из закрытых российских городов я увидел комплексный подход, выстроенную систему обучения навыкам оказания первой помощи для учащихся школ. Было бы здорово, чтобы так было везде. Олег ПОПОВ.
По данным областного минздрава, в 2024 году в нашей области зарегистрировано более 20 тысяч случаев травматизма несовершеннолетних. Скорая и неотложная помощь при травмах потребовалась 3 802 детям. На первом месте по распространенности среди несовершеннолетних находится так называемый уличный травматизм (51 %) – падение с высоты, ранения острыми предметами, переломы костей, растяжения и ушибы, ранения мягких тканей, вывихи суставов.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото предоставлено Олегом Поповым.