В этом году мы будем отмечать 165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского. Но не все знают, что в нашем областном центре живет человек, которого по праву можно считать продолжателем дела великого ученого - Александр КАЗЫКИН много лет работает над теорией звездного корабля.
Здесь рождаются космические идеи
Циолковский в свое время теоретически обосновал возможность выхода в космос с помощью ракет. Иногда он запускал макеты во дворе своего дома и однажды, как гласит городская легенда, поджег соседский сарай. Но у Александра Ивановича до зажигательных запусков дело еще не дошло, потому что для его звездолета не хватает маленькой черной дыры или чего-нибудь такого же тяжелого. В распоряжении науки подобных объектов пока нет…
Родился Александр Казыкин в Калуге в 1956 г. и о своих детских увлечениях рассказывает лаконично:
- Сначала были бумажные самолетики, потом бумажные ракеты, потом ракеты, начиненные спичечными головками, – другого топлива для ракеты у меня не было.
Службу в армии он проходил в 75-76-м годах на космодроме Байконур, позже поступил учиться в Московский авиационный институт. И всю жизнь он обдумывает конструкцию космического корабля. Но не ракетного типа, а основанного на иных физических принципах.
Уже полвека назад стало понятно, что для дальнего космоса ракеты не подходят, ведь они требуют много топлива и скорость маловата. Даже до планет нашей Солнечной системы лететь надо долгими годами, а о далеких звездах и речи быть не может. Поэтому ученые ищут новые способы преодоления пространства, скажем, с помощью так называемых кротовых нор – тоннелей, через которые практически моментально можно попасть в другие миры.
Идея Казыкина немного на них похожа. Но лишь немного, потому что его корабль не требует поиска такого тоннеля, а фактически создает его сам. Много лет он занимается теорией звездолета, который должен за считанные часы домчать человека к звездам. Базой для его расчетов является общая теория относительности Эйнштейна, рассматривающая движение в поле гравитации, где скорость света изменяется от нуля до бесконечности. Один из вариантов будущего корабля основан на использовании микроскопической черной дыры (ее масса примерно со средний астероид), вокруг которой вращается модуль с космонавтами. В итоге вся конструкция - автор назвал ее гравитационным тандемом - является настоящей летающей тарелкой. И она должна стремительно пронзать пространство, без всякого замедления времени обеспечивая экипажу все удобства и отсутствие перегрузок.
Со своим проектом Александр Иванович неоднократно участвовал в ежегодных Циолковских чтениях. Ученые мужи слушали его, конечно, с изумлением, но возразить было нечего – все в полном согласии с Эйнштейном.
Наш человек в Америке
- Однажды я нашел в интернете сообщение о симпозиуме, посвященном межзвездным полетам, а ведь этим я занимался всю жизнь! – вспоминает Александр Иванович. - Подумал, подал заявку и получил приглашение в Хьюстон – город, где находится центр управления полетами НАСА, главный инициатор этого научного форума.
Шел 2013 год. Первый русский участник космического симпозиума постеснялся своего слабоватого английского языка и с докладом не выступал, только представил электронную презентацию. Выступал он потом, в Лос-Анджелесе, куда его официально пригласили через год, потом еще…
А в первый раз участники симпозиума – ученые и специалисты США, Канады, Индии и стран Европы - были удивлены тем, что, оказывается, не все русские торгуют нефтью и газом, есть и мечтающие о полетах к звездам! А Марк Боуман - главный инженер НАСА, руководивший работой с российскими кораблями «Союз», отвозившими американских астронавтов на МКС, обрадовался калужанину и объявил: «Калуга - это мой любимый город!» Он у нас бывал и очень хвалил наш Музей космонавтики.
В Лос-Анджелесе, где калужанин выступил с докладом, из двухсот участников двое ученых занимались тем же направлением – движением с использованием микроскопической черной дыры. Но конструкцию они еще не обдумывали, доложили только о теоретических расчетах.
С из Фото из архива Александра КАЗЫКИНА. Марком БОУМАНОМ.
- Мне потом говорили, что моя идея самая лучшая и самая продуманная. Америка пока такого не слышала! – поделился калужский автор.
Нашего земляка после первой поездки известили, что теперь он зачислен в Национальное космическое общество США, и начали его приглашать на все мероприятия – первого русского. Кстати, все участники этих научных симпозиумов – ученые и исследователи из университетов и космических центров, а он там единственный энтузиаст, не физик-теоретик, а сотрудник одного из калужских финансовых учреждений.
В последние годы Александр Иванович, выйдя на пенсию, на американские конференции уже не ездил, но там, видимо, дорожат своим русским товарищем, создающим замечательный звездолет. Не так давно ему даже пришло письмо с логотипом Национального космического общества и напоминанием – мол, что же вы, уважаемый Александр Иванович, не уплатили очередной взнос? Не забывайте, что состоите в нашем обществе! А подписал Базз Олдрин, известный всему миру космический герой – он и Нил Армстронг стали первыми людьми на Луне.
- В июле 1969 года я был 13-летним мальчиком и с нетерпением ждал репортажа по телевизору о посадке лунного модуля «Аполлон-11». Наконец появилось изображение с двумя астронавтами, шагающими по Луне, картинка была нечеткой, но мне они казались небожителями. Я тогда и представить не мог, что через полвека один из них пришлет мне письмо в Калугу! Для меня это предмет особой гордости.
Александр КАЗЫКИН.
Казыкин и сегодня продолжает свои расчеты. В последней версии его гравитационного тандема нужна еще и микроскопическая белая дыра – она такая же массивная, но не притягивает все подряд, а отталкивает. Пара из черной и белой дыр способна ускоренно двигаться без выделения энергии, то есть экологически абсолютно безопасна. Белых дыр пока не нашли, но шансы есть, ведь первый портрет черной дыры уже был получен в 2019 году.

Газета
Прямая линия












