Пожар испокон веков был страшным бичом русских деревень. Стоит заняться одному дому, минута - и вырвавшийся на волю красный петух неумолимо мчится «в гости» к соседям. В середине минувшего ноября натворил он дел в деревне Староскаковское Дзержинского округа. До тла сгорели три дома со всем годами нажитым хозяевами имуществом, четвертый, подпаленный, уцелел чудом.
Человеческий фактор
Пожарные среагировали достаточно оперативно - два расчета были на месте уже через полчаса. Только вот пополнить запасы воды поблизости оказалось негде: к Угре, до которой рукой подать, подъехать невозможно. Пришлось заправляться из пруда, расположенного километрах в трех. Пока ездили за водой, пока подоспела подмога - еще три машины, пожар уже распространился. Надо отдать должное доблестным огнеборцам - очаги возгорания они тушили и на следующий день, спасая деревню от еще большей беды.Когда такая беда приходит, чаще всего, и не без оснований, говорят про человеческий фактор. Мол, сами жители виноваты: в домах допотопная проводка, не соблюдаются меры безопасности… Вот и сейчас, по предварительной оценке противопожарной службы МЧС, замыкание старой проводки в жилище пенсионера послужило причиной пожара. С виновника взять нечего: его дом, понятно, тоже полностью сгорел, да и никаких средств на выплату ущерба другим погорельцам у него нет.
Но давайте посмотрим на пресловутый человеческий фактор с другой стороны. Кто бы ни был виноват в пожаре, главное - потушить
его быстро, минимизировать последствия. Значит, в деревне должны быть все необходимые средства борьбы с огнем: гидранты, противопожарные резервуары, водонапорная башня, пруд.
Из всего перечисленного в окрестностях Староскаковского имеется только пруд, к которому не так чтобы удобно было подъехать пожарной машине. Водонапорная башня формально тоже имеется, но она уже давно в аварийном состоянии, вся проржавела и не может использоваться по назначению. Да еще один на всю деревню общественный колодец, построенный силами самих жителей.
Танталовы муки
Согласно древнегреческому мифу царь Тантал за оскорбление богов был ими жестоко наказан: стоя по горло в воде, он не мог утолить жажду. Что-то подобное происходит сегодня с жителями Староскаковского. Деревня - да не маленькая, аж в сотню домов - примостилась, считай, на самом берегу Угры и периодически страдает от паводков. Вешние воды заливают ближайшие к реке участки и строения. Проходит весна - и воды как не бывало. «Живем, как в пустыне», - сетуют селяне.– У нас с любой водой проблемы, даже с питьевой, - утверждает местная активистка Галина Фабиян. - В деревне нет ни одной водоразборной колонки. У кого есть силы и собственный транспорт, ходят или ездят на дальние родники, а так заказываем работникам автолавки пятилитровые баклажки с питьевой водой.
- Наша деревня фактически без воды, - вторит ей одна из погорельцев, пенсионерка Светлана Григорьевна Котынкина. – Тушить пожар было нечем. Собираем сейчас документы для выплаты компенсации. Но это дело не скорое, а мы с мужем люди пожилые. Хотелось бы отстроить дом, вернуться в него до конца наших лет. Получится ли? Сейчас живем у дочери и внучки в Товаркове.
Слава богу, что физически во время пожара никто не пострадал, хотя шок от произошедшего у погорельцев еще не прошел.
А ведь местные как будто предчувствовали беду. Они начали, образно выражаясь, бить в сигнальную рынду задолго до пожара, направляя письма в различные инстанции. Был разговор о воде и в прошлом году, когда мы вместе с активистами регионального штаба Народного фронта приезжали в Староскаковское, чтобы помочь решить проблему общественного транспорта. Рейсовый автобус теперь в деревню ходит. А вот с водой - по-прежнему туго.
- Проблемы жителей деревни нам известны, - говорит и.о. главы сельской администрации Елена Нестерова. – Поселению финансово было не под силу содержать все противопожарные объекты. Сейчас идет муниципальная реформа, наша администрация станет отделом администрации Дзержинского округа, куда и будут переданы все полномочия по содержанию таких объектов. Конечно, проблему отсутствия в деревне воды надо решать в первую очередь. В зимнее время устройство противопожарных объектов, да еще в период передачи полномочий, нереально. Надо дожидаться тепла...
Размышления на пепелище
Помните аномально жаркий 2010 год, когда вся Россия задыхалась в дыму пожаров? Край Калужский тогда, по большому счету, пронесло, хотя и у нас красный петух погулял. Тогда власти всех уровней всерьез озаботились борьбой с огнем и, что важно, профилактическими мерами.Но вот прошло уже немало достаточно спокойных с точки зрения пожарной опасности лет. Тревоги пятнадцатилетней давности постепенно стираются в памяти, притупляется бдительность, выходят из строя мобилизованные муниципалитетами в ту лихую годину технические средства и гидротехнические сооружения.
И речь здесь, конечно же, не о конкретном, отдельно взятом Староскаковском.
Понятное дело, противопожарные мероприятия требуют немалых затрат. Но истина непреложна: подобные затраты обходятся казне вряд ли дороже, чем выплаты компенсаций погорельцам. Это даже если не вести речь о возможных человеческих жертвах. Стоит ли в очередной раз уподобляться тому фольклорному русскому мужику, который не перекрестится, пока гром не грянет? Или пока красный петух не клюнет его в причинное место?
И еще один, почти риторический, вопрос: что проще восстановить – сгинувшее в огне имущество или веру в дееспособность местной власти?
Игорь ФАДЕЕВ
Коллаж создан с помощью нейросети

Газета
Прямая линия













