В недавнем выпуске нашего приложения «Кто в доме хозяин» (№5 от 30 мая) мы рассказали о народных традициях, связанных с церковными праздниками Вознесения и Троицы. О некоторых особенностях местных обрядов округи села Бутчина Куйбышевского района нам поведал исследователь-энтузиаст Олег Лямцев. Сегодня «березово-кукушечью» тему продолжает наш постоянный автор.
Так же, как в старину, все было и на этот раз, когда мы отправились чествовать Кукушку: яичница, песни и шутки, и даже «кукушку» Наталья Плисенкова специально для наших читателей из травы сделала и похоронила как положено.
Культ птиц или русалок?
Путешествуя по глухим уголкам области, расспрашивая старожилов о поверьях и обычаях, почти всегда слышишь про традиции Зеленых святок – это неделя от Вознесения до Духова дня. Само название Зеленые святки, правда, крайне редко упомянут, но про завивание венков и гадание на них, про традиционные застолья с непременной яичницей, про то, что русалки в это время бегают по опушкам и полям, качаются на ветках и водят хороводы, еще помнят. До сих пор во многих деревнях украшают в это время березовыми ветками входы в дома, вешают на стены.Троица у калужских крестьян была чуть ли не самым популярным праздником, попытки в советские годы запретить «пережитки» не удавались – в конце концов его легализовали, переименовав в «Праздник русской березки».
Один из самых важных обычаев Зеленых святок – похороны «кукушки» – не настоящей птицы, конечно, а сделанной из травы или березовых веток куклы. Несомненно, все это – отголоски каких-то еще дохристианских празднеств, смысл коих утрачен. Возможно, культа птиц (о его существовании у восточных славян, по мнению некоторых ученых, свидетельствуют как многочисленные поверья, связанные с пернатыми, так и обилие «птичьих» фамилий (таких, например, как у автора). Возможно, «кукушка» была вовсе и не птицей, а языческой богиней весны (не зря же в большинстве случаев ее куклу делали человекоподобной), и в целом празднования явно были женскими, даже девичьими. Увы, до нас дошли лишь отголоски обрядов, причем во множестве вариантов.
Приглашение на яичницу
Мне давно хотелось увидеть своими глазами хоть какие-то «кукушкины обряды», но увы... Кроме веночков и березовых веток у входа в дома, живой старины не попадалось. Это было тем более обидно, что хоронили девушки «кукушку» во многих районах области совсем недавно, еще в1990-х! Также буквально «вчера» жили и другие обычаи Зеленых святок: девушки «завивали» и «развивали» венки, гадали, бросая их в воду. Сохранялся и обычай застолий с обязательной яичницей.
– У нас в районе (Жиздринском. – А.П.) до сих пор на Вознесение идут люди к святым родникам, после водосвятия расходятся компаниями по кустам, костерки разводят, яичницу жарят! – говорил местный житель. Возможно, яичница, как и блины, была символом Солнца? Или здесь все же связь с птичьими яйцами?
А обычай делать детские секретики в песке помните? Он был очень распространен у девочек еще в моем детстве, и, оказывается, корни его тоже здесь:
– Мы уже не кукол хоронили, как наши родители, а секретики на Кукушку делали: ямку выкапывали, укладывали красиво цветы, накрывали стеклышком, – говорила сельская девушка из Сухиничского района.
Но даже в таких вариантах увидеть Кукушкин праздник долгое время не получалось. Подозреваю, что люди иногда просто стесняются чужого присутствия. Наконец, удалось получить персональное приглашение.
– В нашем селе есть женщины, которые ходят на Вознесение яичницу на опушку жарить! – сказала уже знакомая нашим читателям Анна Чурючкова, краевед из села Соболёвка Сухиничского района. Получив рекомендацию, иду к ним.
Соболёвская Кукушка: раньше и теперь
Наталья Плисенкова, заведующая сельской библиотекой и одна из хранительниц старого обычая, вначале тоже застеснялась было:– Это же не какая-то клубная работа (хотя я и организовала в библиотеке детский кружок, обрядовыми куклами занимаемся, например) – просто своей компанией ходим Кукушку отмечать, как у нас издавна заведено...
Но потом разрешила побывать на этом (вобще-то, женском) празднике и рассказала, как он проходил у них ранее и сейчас:
– Я и сама девочкой ходила «кукушку» хоронить, и от нашей старожилки бабушки Раисы знаю. Шли девочки на опушку леса, брали по два яичка, ложки, лоскутки. Потом искали траву кукушку – так называли дикую орхидею – ятрышник.
Кое-где древний праздник пытаются возрождать именно по линии «клубной работы». Увы, часто получается слишком театрально и скучновато. А главное – некоторые «возрождатели традиций» организуют праздники «в среднем», беря обряды из книг, не удосужившись поговорить с местными старожилами. А ведь они распались на множество вариантов, чуть не в каждом селе Кукушку праздновали по-своему.
Как-то прихожу в деревню, беседую с бабушками на лавочке о Русальих днях, те рассказывают, а приехавшая на каникулы девушка выдает:
– Вот и неправильно вы все делали! Венки в реку надо не на Троицу, а на Ивана Купалу бросать, нас в культ-просветучилище так учили!
Но, может быть, где-то в области еще хоронят «кукушку» по-настоящему? Читатели, подскажите адрес!
Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН.
Фото автора.