Ректор 24/7

Андрей ГУСЕВ
18.02.2021 13:23
Калужский университет – не только для учебы.

regnum_picture_1598966804979951_normal.jpg Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского в особом представлении не нуждается. Он давно и уверенно находится в статусе ведущего регионального вуза. Во многом это заслуга ректора Максима Казака, который уже десять лет возглавляет университет. Именно под его руководством здесь были осуществлены самые важные преобразования последнего времени.

Мы встретились с ректором накануне его 60-летия и поговорили о том, как изменился вуз и чему в нем сейчас учат.

Первые шаги

- Максим Анатольевич, я знаю, что вы закончили пединститут в 1983 году. А в вузе остались работать сразу же после окончания?
- Нет, я пять лет еще трудился учителем истории в средней школе поселка Октябрьский в Ферзиковском районе. В ней было 230 учеников, когда я пришел, большая школа. И был очень хороший директор. Я вел обществознание, право, даже астрономию и рисование, был организатором воспитательной работы. Историки всегда считались полифонистами, универсальной когортой. Мне очень повезло, что я на старте своей трудовой карьеры встретил хороших людей, которые меня поддержали, у которых я учился. В школе очень нравилось, и, вполне возможно, я остался бы там работать, но всегда хотел заниматься наукой. Когда в 1989 году получил предложение вернуться в университет, недолго думал. Университет всегда являлся для меня интересным местом для работы, общения.

Деканом истфака в то время был Виктор Яковлевич Филимонов. Это время считалось порой либерального существования исторического факультета. Когда я стал деканом, старался эти традиции сохранить.

DSC_6946.JPG

- Но сначала стали самым молодым заместителем декана исторического факультета…
- Да, это дало хорошую управленческую школу. Но она появилась уже во время работы учителем. А когда я стал замдекана, Виктор Яковлевич начал готовиться к защите докторской диссертации и достаточно часто отсутствовал. Мне приходилось управлять факультетом, пришел первый практический опыт. Когда в 97-м году появилась возможность побороться за деканство, я решил, что готов.

- К тому времени уже была написана и ваша кандидатская диссертация?
- Моим научным руководителем был Валерий Федорович Агеев, профессор, доктор наук. Я защищался в Москве, Институте востоковедения РАН. Тема была связана с системой образования в Пакистане и вообще странах третьего мира, которые создавали свои национальные модели. Я тогда много изучил и посмотрел материалов, которые потом пригодились в работе.

Время качественных перемен

- Вы являетесь не только свидетелем, но и участником эволюции, которую прошел вуз от института до университета. Каким был этот путь?
- Конечно, непростым. Когда я пришел работать в пединститут, в городе было всего три больших государственных учебных заведения. В начале 90-х начали открываться коммерческие вузы, где давались направления подготовки, которые в педуниверситете отсутствовали. Университет, к сожалению, этот флаг тогда не подхватил. Когда у нас в десятых годах нашего века начались реформы, было достаточно сложно. С моей точки зрения, в то время университет находился в кризисном состоянии и по инфраструктуре, и по организации образовательного процесса. Мы стали терять наборы, даже проигрывать коммерческим вузам. Тогда и родилась идея о необходимости качественного рывка и изменения сущности университета.

Для этого пришлось менять инфраструктуру, подходы, убедить преподавателей и самое главное – молодых людей, что в университет следует поступать, что он дает качественное образование. Когда в 2011 году я пришел на пост ректора, обнаружил, что в области мало кто знает об университете. Я обратился в том числе к прессе, начал рассказывать, почему к нам надо идти. Встал вопрос об открытии новых отделений подготовки, не ломая традиционных. Так появляются медицина, архитектура, сейчас мы получили лицензию на строительство, будем выпускать инженеров-строителей.

Мы прошли большой путь, в котором самым главным была борьба за умы людей, потому что наши внутренние реформы были непростыми. На первом этапе они привели и к сокращению количества преподавателей, потому что в первые годы века парадоксально сокращалось количество студентов, но увеличивалось количество преподавателей, что приводило, кстати, к их маленьким заработкам. Я честно говорил, что мгновенно хорошо не станет, но выставил реперные точки и объяснил, какие шаги мы будем предпринимать для достижения целей. Мы собирали стратегические сессии, обсуждали эти проблемы. Некоторые преподаватели, не согласные с новыми подходами, ушли. Но на смену им пришли молодые. В 20-м году у нас средний возраст преподавателей составил 48 лет, это очень хороший показатель. Пять лет назад он был 53 года.

22222.jpg

Показывать полки со знаниями

- Сами хотели бы учиться в сегодняшнем университете?
- Да, хотел бы. Я люблю учиться, сам процесс – беседы, споры, дискуссии, общение. Я кроме своего образования получил еще несколько. И всегда с удовольствием учился. Я считаю, что та система обучения, которая создана в университете, хорошая и современная.

- Она значительно отличается от той, которая существовала ранее, где главным было начитывание лекций?
- Прежняя была построена на том, что преподаватель являлся неким носителем знаний, их транслировал, а студент воспринимал и запоминал. Сейчас модель существенно меняется. Преподаватель перестает быть единственным носителем знаний, потому что знать больше интернета практически невозможно. Студент может все найти сам. Поэтому преподаватель становится больше наставником, он учит студентов критическому анализу информации, оценочным характеристикам. Это для нас большой вызов, потому что меняется модель образовательного процесса. А самая лучшая модель – это сотрудничество, совместная работа студента и преподавателя над каким-то проектом.

- Ваши выпускники – экс-вице-премьер Максим Акимов и губернатор Рязанской области Николай Любимов, вспоминая об университете, говорили, что благодарны ему за то, что он не только давал знания, но и учил добывать информацию…
- Да, показывать полки, на которых книги со знаниями стоят. В университете, конечно, и цифровая составляющая должна присутствовать. В то же время университетское образование должно быть глубоким и фундаментальным при всех других возможных вариантах организации учебного процесса. А получив такое образование, выпускники сами найдут себя в жизни.

DSC_0316.JPG

Бэкграунд для жизни

- Наверное, для студентов сегодня следует на лекциях говорить понятным для них современным языком? Часто можно слышать жалобы преподавателей на низкий базовый уровень абитуриентов…
- Ну, такие жалобы известны еще с Древнего Египта. Если мы почитаем Конфуция, тоже увидим жалобы по поводу молодого поколения. Работодатель тоже всегда жаловался на вновь пришедшего молодого специалиста. Это нормальные вещи.

Конечно, сегодня быстро всё развивается и подготовка специалистов приобретает совершенно иной характер. Но университет, как бы мы ни старались делать его практикоориентированным, он - немножечко о другом. Не столько о подготовке кадров, сколько о создании нового человека, пусть это звучит несколько по-ницшеански, с умением и желанием читать, анализировать, а для этого и нужны фундаментальные знания. Готовить узких специалистов сейчас - ошибка. Человек должен искать себя в жизни, а для этого у него должен быть хороший бэкграунд в виде хорошего образования. Если мы ему дадим потребность в постоянном обучении, я не думаю, что у него будут проблемы с поиском рабочего места.

Главное сегодня – человеческий капитал

- Местные вузы всегда являлись обязательной частью регионального образовательного ландшафта. И прежний губернатор Анатолий Артамонов, и Владислав Шапша постоянно упоминают университет в качестве одного из ведущих преимуществ привлекательности региона для инвесторов…
- Нам не удалось бы поднять университет без сотрудничества с областью. Региональный университет не может существовать отдельно от области, ее потребностей.

То, что сейчас всюду идет поворот в сторону региональных университетов, для меня понятно, потому что в ближайшем будущем окупятся только вложения в человеческий капитал. А среди этих вложений на первом месте стоят система образования и университеты.

Я очень хочу, чтобы молодежь после школы для дальнейшей учебы не уезжала из Калуги. У нас под боком Москва, и калужский университет - уже хорошая альтернатива столичным вузам.

А моя мечта состоит в том, и в нашем случае мы к этому придем, чтобы университет не только закрывал потребности в кадрах для региональной экономики, но и предлагал модели развития области, прогнозируя будущие потребности.

Университет должен стать драйвером и локомотивом развития. У нас уже проходит много прикладных совместных мероприятий с привлечением региональных управленцев. У нас есть очень хорошие ученые, которые могут прогнозировать.

Я, готовясь сейчас к очередным перевыборам, пересмотрел планы и задачи, которые ставил в 2011 году, когда пришел на ректорство. Увидел, что сделал всё, кроме одного – мы еще не создали форсайт-центр, тот центр, который разрабатывал бы модели развития будущего. Сейчас мы его как раз создаем. И если удастся, это будет очень ко времени, мы пойдем не в фарватере, а впереди, предлагая модели развития, выступая в качестве экспертов для решения каких-то конкретных региональных задач.

Я уверен, что университет, в том виде, в котором он уже есть, должен остаться образовательным, культурным, социальным центром Калужской области и центром притяжения различного рода активностей. Местом, где разрабатываются модели развития образования, экономики и других сфер. У нас все это заложено. Дело теперь – все это укрепить и умножить.

Об увлечениях и вкусах

- Винил или цифра?
- Однозначно винил. Я вырос на виниле. В 70-е годы я впервые услышал музыку на хорошем проигрывателе. Очень люблю английскую и американскую рок-музыку 70-х годов и классический джаз. Для меня это Джон Колтрейн, Майлз Дэвис. У меня сейчас большая коллекция винила. Я ставлю джаз, когда хочу отдохнуть или отвлечься от чего-либо.

Прослушивание винила - это особая процедура. Ты должен поставить пластинку, потом поменять сторону, протереть. И этот потрясающий звук, когда игла ставится на диск… Звучание у музыки совсем другое и впечатление от нее. Я вообще считаю, что джаз нельзя слушать в цифре, в ней пропадает воздух. Когда я слушаю пластинку и слышу, как исполнитель, например, нажимает кнопки на саксофоне, музыка от этого становится как-то душевнее.

Последнее, что слушал, – «Giant Steps» Колтрейна. Из последних открытий - «Cadillac Three» из Джорджии. Но я все-таки ламповый человек, хорошо знаю музыку той поры, понимаю, что все тогда родилось, а то, что появляется сейчас, – некая компиляция, использование тех моделей, которые были созданы тогда.

DSC_6877.JPG

- Нон-фикшн или художественная литература?
- Я люблю детективы, современную литературу. Но все-таки сторонник специальных книг широкого профиля. Кроме менеджмента меня интересуют психология, философия. Я считаю, что не читающий ректор – трагедия для вуза. Когда у меня есть время, я читаю.

- Книга бумажная или электронная?
- Печатная. Я и студентам говорю, чтоб они читали бумажные. Такая книга - некое произведение искусства. Кроме того, я делаю пометки карандашом, закладки оставляю. Для меня однозначен выбор в пользу бумажных книг. Я пробовал цифровые, но мне они неинтересны, в них нет ощущения, что книга ждет, когда ты к ней вернешься. А если книга с закладкой лежит – это вызов: возвращайся и продолжай дальше.

- Телевизор или интернет?
- Интернет. Я перестал смотреть телевизор. Качество телевидения упало, там нет моих передач, того, чем бы я заинтересовался и что бы меня приковало. Исключение составляют новости и наша «Ника». Я понимаю, о чем они говорят, близка модель преподнесения материала.

- Кино или сериалы?
- Сериалы. Последний, что я смотрел, - «Противостояние» по Стивену Кингу. Он относится к числу моих любимых американских писателей. Но его сложно экранизировать - много деталей, атмосфера, которую никто не может поймать. Его нужно читать.

- Из чего складывается рабочий день ректора?
- Просыпаюсь в 6.30, рабочий день начинается в восемь утра. Заканчивается по-разному. Не всегда в 18.15, как записано в трудовом договоре. Стараюсь по возможности посещать наш бассейн. Я много пишу, это касается и ректорской науки, и различных презентаций. Моя работа живая, она требует постоянно быть на связи. Я могу кому-то позвонить, что-то уточнить или обсудить и в выходные. Но вообще я ректор 24/7.


25.jpg

9 институтов:

- институт педагогики,
- институт истории и права,
- институт психологии,
- институт лингвистики и мировых языков,
- институт филологии и масс-медиа,
- инженерно-технологический институт,
- институт естествознания,
- медицинский институт,
- институт социальных отношений.

2 обучающих института:
- Дополнительного образования (профессиональной переподготовки),
- Предэкзаменационной подготовки.

Биографическая справка

Максим Анатольевич Казак родился 18 февраля 1961 года

В 1983 году закончил исторический факультет КГПИ им. К. Э. Циолковского. В вузе работает с января 1990 года. В сфере научных интересов М. А. Казака находится политическая и социокультурная история Южной Азии. В мае 1997 года в Институте востоковедения РАН защитил диссертацию «Формирование и развитие системы народного образования в Пакистане» на соискание учёной степени кандидата исторических наук. В 1997—2011 годах декан исторического факультета КГПУ им. К. Э. Циолковского.

Избран ректором Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского 12 апреля 2011 года на конференции научно-педагогических работников, сотрудников и студентов университета. Переизбран на новый срок 9 июня 2016 года.



Фото Георгия Орлова и из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика