Семейный «Театр КУ» родился всего два года назад в сотрудничестве семейного квартета Маркеловых - Черникова и актрисы калужской облдрамы Светланы Никифоровой, которая оказалась прекрасным, тонко чувствующим режиссером. Такого театра не было еще в Калуге, да и по стране, пожалуй, похожего не найти. Недаром первый же спектакль «Лутонюшка» высоко оценили на международном фестивале «Катюша» в Страсбурге.
Зачем матери детей растят?
Да уж не для того, чтобы делать из них солдат. Так с извечного материнского опасения «а вдруг война?» начинается постановка. Кстати, спектакль заявлен как взрослый, но, думается, будет интересен и детям, и подросткам. Режиссер и актеры показывают нам, какая это радость для отца и матери, родных, когда в доме появляется сынок. С ним тетешкаются, баюкают, пестуют. В народе столько для этого стишков-потешек и прибауток создано. И тем страшнее вставшая вдруг у порога война. Конечно, если враг на родную землю пришел, сыновья становятся воинами. Не случайно в спектакле проводится аналогия с былинным Ильей Муромцем, не дававшим спуску ворогам. И в Великую Отечественную так же, как в былые стародавние времена, встали сыны на защиту родной стороны.
Только в былинах да сказаниях война вроде не такая страшная, потому что не здесь и не сейчас, а очень давно была. Чтобы показать весь ужас войны, в спектакле «Про солдата» использованы воспоминания реального калужского фронтовика — ветерана Великой Отечественной Алексея Алексеевича Черникова. Это его видим мы в артисте облдрамы Андрее Соловьеве, который играет роль солдата в спектакле. И рассказы воина о походах и боях уже не кажутся далекими, сказочными. Это страшная правда, это то, что было совсем недавно с нашими отцами, дедами и прадедами. На войне убивают, рассказывает нам фронтовик, даже мирный привал может стать смертельным. И реальные истории из жизни воевавшего человека заставляют зрителя понять всю жестокость и бесчеловечность войны, придают постановке остроту и глубокий смысл.
Для усиления эффекта в спектакле используются не только былины, но и обережные песни, причитания, плачи. Сбор солдата на войну и прощание с родными сродни знаменитому плачу Ярославны из «Слова о полку Игореве», и так же щемит сердце от предчувствия беды.
Но красной нитью через всю постановку проходит мысль, что солдат бьет ворога ради мира, защищает мирную жизнь. И именно белого голубя — символ мира, свитый из белого платка и веревочки, кладет Леля (одну из богинь судьбы) в руки своему солдату как знак окончания войны и всех ее горестей и возвращения домой.
Скоро сказка сказывается
Да не просто дело делается. Работа над спектаклем, над сказом о солдате выдалась, по словам художественного руководителя театра Светланы Маркеловой, сложной. Из множества материала и задумок выбрать главное и выстроить каркас повествования помогла известный режиссер-постановщик Виктория Печерникова, которую калужский зритель знает по спектаклям «Гупешка» и «Безымянная звезда» в областном драматическом театре. Работа с Викторией, по признанию участников постановки, превратила идею создать спектакль на основе воспоминаний ветерана-фронтовика в глубокое произведение о подвиге русских воинов.
Передать сложное повествование, насыщенное народными мотивами и песнопениями, помогли и занятия вокалом с педагогами Мариной Каргополовой и актрисой драматического театра Ольгой Петровой.
Действие спектакля развивается прямо на глазах зрителей как бы в нескольких мирах: реальном и мире мифов, сказаний и былин. Три богини судьбы – Леля (Варвара Маркелова), Жива (Светлана Маркелова) и Морена (Светлана Никифорова) – видят, как рождается человек. Вот из лоскутков и березового поленца Леля мастерит куклу-младенца. А потом, гадая на зерне, выбирают имя новорожденному. Славянские богини и далее сопровождают младенца, который растет и становится солдатом — защитником земли русской. Чтобы сыграть роль богинь, актерами и режиссером было прослушано немало записей песенного и сказочного фольклора, перенята даже манера дыхания во время напевов.
Надо отметить, что все куклы, вертепный шкаф и невероятные головные уборы богинь судьбы сделаны руками Виталия Черникова, а также мастером-швеей Ириной Силаевой.
Как солдат смерть победил
Вторая часть спектакля представлена в виде вертепного представления. Только вместо Петрушки главная роль отведена шарнирной кукле-солдату, который укрощает и побеждает старуху Смерть.
Эта часть спектакля вполне может быть самостоятельной. Она завязана с первой историей реального солдата только по смыслу. И мне лично показалось, что вертепное продолжение несколько мешает, сглаживает тот надрыв переживаний, который я почувствовала в ходе первой части спектакля. Накал моих эмоций «утонул» в стакане воды, которым стала вторая часть спектакля.
Сказка же про солдата и Смерть хороша сама по себе. Будучи отдельно поставлена, она бы только выиграла, на мой взгляд.

Фото: Татьяны Петровой. Процесс работы над спектаклем

Газета
Прямая линия













