«Это что-то новенькое?» — спросит кто-то. Нет, но и не старенькое. Фестиваль уличного искусства «Переход» в Калуге проходил второй раз, но, судя по ажиотажу в этом году, ему уготована долгая и счастливая жизнь. А все потому, что от своих стартовых премьерных позиций прошлого года он перешел в активную стадию, получив огромный спрос публики на все мероприятия.
22 – 23 августа гостями Калуги стали сотни туристов из других городов: приезжали большими экскурсионными автобусами, из московских электричек выходили целыми вагонами. Почитателей оказалось много, хотя именно в этот день проходило еще несколько любимых и популярных фестивалей – и «Бумажное сердце» в Полотняном Заводе, «Тыква лайф» в Сухиничах, «Петровы щи» в Тарусе, мотокросс в Кондрове, и выставка ретроавтомобилей на набережной Яченского водохранилища, и выставка цветов и дачного урожая в Калуге. Такой вот парад планет.
Тем не менее совсем юный фестиваль «Переход» собрал значительное количество людей: ни одно мероприятие, несмотря на дождь, не было отменено, везде зрителей было полно. А мероприятий предлагалось очень много, и каждое небанальное, что и нравится поклонникам. Это как раз отвечает идее фестиваля, о чем заявили организаторы, а это Центр развития туризма «Калужский край».
– Цель фестиваля «Переход» – сделать так, чтобы в Калуге и Калужской области было как можно больше места креативу и творчеству. Так мы вносим вклад в развитие города и создаем условия для роста экономики туризма. Проект реализуется при поддержке регионального министерства культуры и туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства, – пояснила руководитель центра Дарья Чахова.

– Мы гордимся тем, что в этом году «Яндекс Пэй» стал генеральным спонсором фестиваля. Более того, они сами вышли на нас — и это огромный шаг вперед. Команда у нас сильная, и именно благодаря ей «Переход» живет. Да, делать фестиваль про уличное искусство непросто. Когда речь про еду или напитки — все сразу понятно. А вот искусство требует большего внимания, поиска смыслов и форм. Но именно это делает «Переход» уникальным, – заявила заместитель министра культуры и туризма, начальник управления развития туризма Полина Коченкова.

Что предлагали организаторы фестиваля своей публике:
Оригинальные экскурсии по старому городу. Специально были разработаны экскурсионные маршруты по дворам улиц Кутузова, Воскресенской, Декабристов, Карпова, Театральной, Дзержинского, Московской, Григорова переулка с богатой уникальной историей и достопримечательностями. Экскурсии дополнялись перформансами с участием театральных актеров и танцоров. Всего за два дня прошло 19 бесплатных экскурсий, которые провели любимые калужские экскурсоводы: Константин Гавриленко, Татьяна Колесникова, Ольга Туркова.

Калуга получила шесть муралов, созданных художниками на разных поверхностях городских объектов. Некоторые из них калужане уже полюбили. Это художественная роспись в формате граффити на фасаде гостиницы Приокской (со стороны улицы Суворова) и на лестнице, ведущей от набережной Яченки в сквер Волкова. Кто не видел, стоит посмотреть, как и мурал, посвященный Чижевскому во дворе пятой школы, и расписную трубу во дворе дома 4т на Театральной, и граффити на торце здания кафе «Студия 64», и картинки вдоль подпорной стены на улице Набережной. А еще на маршруте 18-го троллейбуса теперь ездит особенный троллейбус – расписан как фантастическая космическая станция.

Творческие мастер-классы от уличных художников, которые в обучении использовали свою фирменную художественную технику. Например, московский художник КОШ обучал желающих модному направлению стрит-арта под названием «стикербомбинг» (создание рисунков на поверхности городского объекта авторскими наклейками). А калужский дуэт художников OYO предлагал ученикам создать мозаику в стиле пиксель-арт.

Концерты в течение двух дней в фестивальных дворах. На специально оборудованных сценах можно было услышать диджейские сеты, исполняемые нон-стоп. Роскошной финальной точкой стало вечернее выступление легендарной группы «Альянс» с их знаменитой песней «На заре», которой дружно подпевали сотни гостей фестиваля.
Лекции. В образовательной программе приняли участие представители деловой Калуги: проектировщики, архитекторы, создатели творческих проектов.
Специально к фестивалю для тусовочных мероприятий благоустроили три двора (Ленина, 86, Театральная, 4т и 11а). Теперь там можно и дальше проводить всевозможные развлекательные мероприятия. Удивительно то, что дворы до этого казались маленькими, никчемными, а вот пришел в них фестиваль и оказалось, что в каждый помещается сцена и несколько сотен зрителей – участников выставок, мастер-классов, лекций.

Гостями фестиваля стали > 12 тыс. человек. Мастер-классы посетило около 1,5 тыс. участников.
До следующего года, фестиваль! Перспективы на его продолжение уже есть. Вот что с надеждой говорит создатель калужского проекта «Велоботинок Циолковского» Екатерина Николаева:
– На нашем маршруте более 10 км различных локаций для будущих муралов, граффити - целое поле для деятельности профессиональных художников!

Газета
Прямая линия













