Мало кто решается соединить на одной сцене разные культуры и менталитеты, особенно если речь идет о признанных классиках мировой литературы. Однако актер Александр Панов рискнул и создал моноспектакль «Порфирий», в котором роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» неожиданно вступает в диалог с новеллами японского писателя Рюноскэ Акутагавы.
Спектакль из чемодана
Александра Панова хорошо знают в Калуге. Он состоял в труппе областного драмтеатра, запомнился зрителям яркими ролями и авторскими моноспектаклями: «Смерть хороша по чуть-чуть» о поэте Борисе Рыжем и «Облако в хип-хоп-штанах» по Маяковскому. Сейчас артист служит в московском Театре на Трубной, до этого работал в Якутии, но к формату моноспектакля возвращается вновь и вновь, считая его особой формой творческой свободы.– Для меня моноспектакль - это самостоятельная работа, постановка, которую я могу играть сам в любом месте в любое время и которая, по сути, помещается в чемодан, – рассказывает Александр.
От чащи - к Порфирию
Идея спектакля «Порфирий» родилась еще в студенческие годы. Тогда будущий актер впервые увидел фильм Акиры Куросавы «Расёмон», снятый по мотивам новелл Акутагавы «В чаще» и «Ворота Расёмон». История, в которой одно и то же преступление представляется с разных точек зрения и где не существует единой истины, показалась ему близкой по духу и форме.Однако короткий рассказ «В чаще» не позволял создать полноценный спектакль. Тогда Александр начал искать, с чем можно соединить японский текст, и пришел к... «Преступлению и наказанию». Позднее он обнаружил, что Акутагава сам вдохновлялся Достоевским, а «Ворота Расёмон» были написаны под впечатлением от русского классика. Так разрозненные элементы сложились в единую концепцию.
Следователь как философ
В спектакле Порфирий Петрович становится центральной фигурой – не просто логиком и сыщиком, а визионером, размышляющим о природе добра и зла. Диалоги с Раскольниковым превращаются в монологи, а сам герой словно ведет расследование не только преступления, но и человеческой души.Панов уходит от прямого пересказа романа, превращая действие в интеллектуальную игру. В художественном пространстве Порфирий разговаривает по телефону, выстраивает собственную «доску расследования», собирает смыслы из разных культур и эпох.
Если у русского классика доминирует православное осмысление вины и покаяния, то у японского автора ощущается буддийская отстраненность и медитативность.
Япония в спектакле присутствует не только на уровне текста, но и визуально: бамбуковые палочки, чай матча и лапша удон, детали сценографии, отсылки к аниме и японской поэзии. Порфирий здесь – человек, искренне влюбленный в Японию, который через культуру другой страны пытается понять героя Достоевского.
Отклик публики
Премьера состоялась 4 апреля в калужском пространстве PRO Art’s, после чего Александр Панов показывал «Порфирия» в областном центре практически ежемесячно. А недавно вместе со Светланой Никифоровой актер ездил на «Монофест» в Пермь, где постановку увидели как профессиональные критики, так и искушенная театральная публика. Спектакль называли «медитативно-детективным мэшапом», отмечали его современность и редкое для постановок по Достоевскому чувство юмора.Критики подчеркивали, что Панову удалось сделать сложный литературный материал доступным и привлекательным для молодежной аудитории.
– Этот спектакль надо показывать молодым людям, потому что Достоевского они уже не любят, после школы любить Достоевского практически невозможно. Во многих спектаклях по Достоевскому не хватает иронии и юмора, здесь это было блистательно продемонстрировано, – поделилась впечатлениями программный директор фестиваля, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец.
Без друзей никак
Работа над «Порфирием» велась в течение двух лет из-за плотного театрального графика актера. Однако сам спектакль был собран всего за несколько дней и репетировался по ночам. В создании постановки Александру Панову помогали второй режиссер Светлана Никифорова, художник Алексей Васильев, технический директор Андрей Горлачёв.– Со Светланой мы давно знакомы – работали вместе. У нас похожее видение театра, она подхватила меня и помогла доделать спектакль. При помощи Алексея Васильева мы воплотили доску раскрытия преступления, он создал визуальный ряд в своей самобытной технике. Андрей Горлачёв помог оформить все мои моноспектакли. У него прекрасное культурно-эстетическое видение, – улыбается Александр Панов.
24 декабря калужане снова смогут увидеть «Порфирия» в Театре «Открытые двери» Натальи Грибановой на улице Воскресенской, 16. Возможно, именно здесь зрители зададут себе главный вопрос, который ставит спектакль: где проходит граница между истиной и иллюзией истины и можно ли вообще ее провести?
Елизавета ЛЕВДИКОВА
Фото Виталия ВЕРЕСКУНА

Газета
Прямая линия












