6 декабря, Суббота
Газета Газета
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 05.12.2025, 21:30
В Жуковском округе собрали подарки для маленьких пациентов больницы
В Жуковском округе собрали подарки для маленьких пациентов больницы
Спорт 05.12.2025, 21:00
В Жуковском округе прошли шахматные баталии
В Жуковском округе прошли шахматные баталии
Общество 05.12.2025, 20:40
Мещовцы проверили свои знания по истории Второй мировой войны
Мещовцы проверили свои знания по истории Второй мировой войны
Общество 05.12.2025, 20:00
Накануне Дня добровольца учащиеся Серпейской средней школы Мещовского муниципального округа отправили очередной гуманитарный груз бойцам СВО
Накануне Дня добровольца учащиеся Серпейской средней школы Мещовского муниципального округа отправили очередной гуманитарный груз бойцам СВО
Криминал 05.12.2025, 19:10
Два грузовика столкнулись на трассе под Медынью
Два грузовика столкнулись на трассе под Медынью
Общество 05.12.2025, 18:20
Более 50 спас-деменских школьников получили награды за особые личные достижения
Более 50 спас-деменских школьников получили награды за особые личные достижения
Общество 05.12.2025, 17:35
Владислав Шапша вручил награды калужским волонтерам
Владислав Шапша вручил награды калужским волонтерам
Общество 05.12.2025, 16:50
Индийская молодежь проявляет все больший интерес к российскому образованию
Индийская молодежь проявляет все больший интерес к российскому образованию
Общество 05.12.2025, 16:40
«Лёха, без тебя так плохо»: создатели сериала «Ландыши» не раскрывают интригу с главным героем во втором сезоне
«Лёха, без тебя так плохо»: создатели сериала «Ландыши» не раскрывают интригу с главным героем во втором сезоне
Общество 05.12.2025, 15:38
В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка
В Перемышльском округе завершен ремонт моста через реку Кванка
Общество 05.12.2025, 15:26
Журналисты подвели итоги года в Обнинске
Журналисты подвели итоги года в Обнинске
Общество 05.12.2025, 15:11
Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области
Владимир Путин анонсировал строительство крупного российско-индийского фармзавода в Калужской области
Общество 05.12.2025, 15:00
«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink
«Выше гор — только любовь»: завершились съемки сериала «Гордость» для Wink
Криминал 05.12.2025, 14:37
В Износковском округе у местной жительницы изъяли поддельное водительское удостоверение
В Износковском округе у местной жительницы изъяли поддельное водительское удостоверение

Вокзал для путешествий в прошлое

Общество 25.06.2020, 08:56

История железных дорог в технических памятниках.

Минувшей зимой калужские социальные сети облетела новость: на станцию Калуга-1 пригнали настоящий паровоз! А вскоре еще один!

Приятной неожиданностью оказалось внимание к машинам у молодых калужан: многие специально ездили, чтобы увидеть «ветеранов» и сфоткаться на их фоне. Знатоки относились спокойнее: оба паровоза серии «Л» (от фамилии конструктора Лебедянского) – уже послевоенные, последние паровозы СССР, работали вплоть до 1970-х, некоторые и сейчас в строю. Как поясняли железнодорожники, один из прибывших на ремонт паровозов как раз где-то водит туристский ретропоезд, а второй, по сообщению местного телевидения (02.02 2020), предполагалось поставить на вечную стоянку к 9 Мая. Увы, вероятно, из-за режима повышенной готовности намерение это не осуществилось. Будем надеяться, что это только отсрочка.

8.jpg

В самом деле – давно пора! В Тульской области мне известно по меньшей мере 7 (!) железнодорожных машин-памятников включая такие интересные, как довоенный паровоз ФД на Узловой, «Воинский эшелон» в Белеве и автомобиль-бронедрезина в Веневе. А у нас доступных для обозрения – ни одного! (Стоящий на той же Калуге-1 «обрубок» паровоза Су техническим памятником назвать стыдно – он справедливо критиковался еще в советское время.) Что уж упоминать о ретропоезде на паровой тяге, разговоры о котором ведутся уже много лет, а при этом в начале 2000-х была разобрана на металлолом будто специально предназначенная для туристских покатушек линия Брянск - Дудоровский с действовавшими механическими семафорами. Посмотреть на них приезжали издалека!

4.jpg

Но не будем о грустном. На территории области сохранились исторические железнодорожные «фишки», вполне достойные поездки выходного дня. Мы писали о небольшом музейчике в ДК в Сухиничах, есть неплохая железнодорожная экспозиция в Людиновском краеведческом музее. А из «настоящих» объектов прежде всего, конечно, вспоминаются здания вокзалов. Построенный в начале ХХ века «дворец» Калуги-1 знают, конечно, все, а вот о вокзалах в Козельске, Спас-Деменске, Сухиничах как о памятниках думают уже меньше – туристам их не показывают. Когда случится быть в этих городах, попробуйте взглянуть на них внимательнее. В Тарусе есть даже воистину уникальный вокзал… без рельсов начала ХХ века (ул. Ленина, 2)! Все просто: первоначально к нему планировалась ветка от Московско-Курской дороги, но, когда здание уже было готово, от строительства ее отказались (вроде бы не без влияния общественного мнения тарусян).

3.jpg

Не менее интересными бывают вокзальчики и на более мелких станциях. Один из примеров - станция Шлиппово (на линии Сухиничи - Барятино). В начале ХХ века здесь была вотчина известных заводчиков. От барского дома близ села Немерзки остались, увы, лишь стены, а вот здание железнодорожного вокзала в том же псевдоготическом стиле еще стоит.

Подобные (и еще меньшие) вокзальчики часто приходят в запустение и разрушаются, а вместо них РЖД ставит типовые современные остановки без стен. Не сказать, что они более комфортны, ведь зал ожидания в нашем климате – не роскошь.

5.jpg

В Шлиппове уцелел еще один объект железнодорожной инфраструктуры того времени – водонапорная башня. Похожая имеется и в Спас-Деменске. А в Козельске старая башня у вокзала уже другой архитектуры. В Козельске же сохранились и остатки старого железнодорожного моста. А вот водонапорная башня Рожновского 1930-х годов на станции Тихонова Пустынь - оригинального проекта, таких на всю страну сохранилось лишь несколько. Неподалеку - по-видимому, здание водокачки в том же стиле – со шпилем. Невзрачный домик на станции Говардово - тоже водонапорная башня, точнее, ее предшественник - водоёмное здание. Как говорят знатоки, на этой линии оно единственное из уцелевших.

Сравнительно недавно на многих станциях стояли водяные паровозные колонки, а сейчас в области я не припомню ни одной. Почти не увидишь даже старых переводившихся вручную стрелок. И хорошо бы было их тоже установить рядом с паровозом-памятником. И, конечно, хорошо было бы вписать в комплекс опоры Брянского моста на ул.Ленина в Калуге – предтечи городского эстакадного транспорта.

7а.jpg

На этом мы закончим наш обзор – из-за ограниченного объема он вышел весьма неполным. Может, и читатели подскажут какие-то забытые и ржавеющие объекты технической истории?

Фото автора.
Новости по теме
В Жуковском округе собрали подарки для маленьких пациентов больницы

В Жуковском округе собрали подарки для маленьких пациентов больницы

В Жуковском округе прошли шахматные баталии

В Жуковском округе прошли шахматные баталии

Мещовцы проверили свои знания по истории Второй мировой войны

Мещовцы проверили свои знания по истории Второй мировой войны

Накануне Дня добровольца учащиеся Серпейской средней школы Мещовского муниципального округа отправили очередной гуманитарный груз бойцам СВО

Накануне Дня добровольца учащиеся Серпейской средней школы Мещовского муниципального округа отправили очередной гуманитарный груз бойцам СВО

Два грузовика столкнулись на трассе под Медынью

Два грузовика столкнулись на трассе под Медынью

Более 50 спас-деменских школьников получили награды за особые личные достижения

Более 50 спас-деменских школьников получили награды за особые личные достижения

Яндекс.Метрика