Электрик «сильного тока»
– Я работал токарем на КЗАМЭ (меня туда отец привел, тоже токарь) и учился в вечерней школе рабочей молодежи. В 1971-м, как только закончил учебу, призвали на Балтийский флот.– «Учебка» была в Балтийске?
– Нет. Балтийск – основная база флота, а учебный центр, всесоюзный, располагался тогда в городе Лиепае.– Кем вы стали по военной специальности?
– Электрик «сильного тока».– Александр Александрович, поясните для читателей.
– Сильный ток – это когда 10 тысяч вольт.– Откуда такой на корабле?!
– Генераторы вырабатывали. На нашем посту энергетики был пульт управления всем судном.– Не страшно было – такой силы ток в замкнутом помещении?
– Так мы сидим за пультом, установка – за щитком. Когда профилактика или другие работы – это на берегу, ток выключен.– По званию вы кто были?
– Старшина второй статьи, командир отделения электриков. А еще у нас на судне были минеры, радисты, гидроакустики.– А что за корабль?
– Сторожевой корабль разведки «Гангутец».Нейтральные воды
– Чем «Гангутец» был вооружен?
– И торпеды, и ракетно-бомбовые установки, и скорострельные пушки. Наша служба охраняла нейтральные воды.– А зачем охранять нейтральные воды?
– По принятым международным конвенциям военные корабли должны в нейтральных водах ходить только на поверхности. Подводные лодки нередко это правило нарушали, крались под водой. В нашу задачу входило их обнаружить и принудить выполнять международные договоры.– Лодка могла от вас ускользнуть…
– Это вряд ли. Наш сторожевик мог развивать скорость до 70 узлов!– А если по сухопутному?
– До 100 километров в час!– Не на бензине, на дизеле?!
– Точно так. Мы шли на двух дизелях, по 6 тысяч «лошадей» каждый. И еще газотурбинный двигатель. Скорость поэтому развивали немалую – могли догнать любую вражескую «посудину».– Подобные случаи бывали?
– Однажды. Ведь в море как: мы слушаем их, они – нас. Услышат нас и уходят быстро в свои воды.За месяц перед «дембелем», в 1974-м, засекли подводную лодку НАТО. Немецкую. Принудили к всплытию. Как сейчас помню – белый крест на черной рубке.
– А если бы не захотела всплывать?
– А кто ее спрашивает? Есть регламент, договоры… Там бы и осталась, если что. Только зачем им? Попались – всплывайте. И «давай, до свидания!», как теперь говорят. Проводили в надводном положении незваную гостью в их воды.Морская служба
– Какие еще задачи были у вашего корабля?
– Служба охраны и сопровождения больших противолодочных кораблей, на Балтике таким был флагман «Адмирал Макаров». Еще прикрывали морской десант – морпехов – при отработке высадки на берег. Только на Балтике были такие большие суда на воздушной подушке, «джейраны», которые с моря высаживали морпехов прямо на берег!Ну, а основная была – патрулирование. Почти постоянно в море.
– Что было самым трудным?
– Балтийское море – мелкое, штормы частые. Наш сторожевик мог ходить и вести огонь даже при четырехбалльном шторме! Но штормы выматывали.– Морская болезнь?
– Ну, я страдал первые два-три выхода, потом привык – организм молодой. На Балтике штормы лютые, «посудину» болтает и вдоль, и поперек. Некоторые не выдерживали, списывались на берег.– А команда большая была?
– Порядка семидесяти человек или чуть больше. У нас на корабле люди со всего Союза служили – и русские, и украинцы, и белорусы, и чеченцы. Земляков-калужан особо не было.После флота
– Вы хотели остаться на флоте?
– Три года службы, из них половина в море. Это непросто. Домой хотелось, в Калугу. Тогда Калуга была поменьше и какая-то… домашняя, что ли. Очень зеленая.– Я тоже такой ее помню. Учились дальше?
– Вернулся на завод токарем. Как мой отец всю жизнь токарем проработал, так и я – 40 лет с лишним. Раньше рабочие в почете были. Квартиру получил, когда уже на моторостроительный завод перешел, женился, дети родились. Да и платили нам хорошо, на все хватало.– Как теперь? Что радость приносит?
– Рыбалка. Вы рыбак?– Нет.
– Тогда не поймете. Это – целый мир! И снасти подобрать, и места найти, много премудростей всяких. И летняя, и зимняя. Почти каждый день хожу: про все на свете забываешь.– Рыба ловится?
– А куда она денется? Вчера на калужском «море» килограмма три подлещиков натаскал. Так-то!
Балтика станет ближе!
Городской голова Калуги Дмитрий Денисов на своих страницах в соцсетях еще в октябре прошлого год рассказал, что областной центр активно ведет переговоры с Балтийским флотом. Градоначальник выразил надежду, что Калуга получит новый подшефный корабль. На нем будут служить юные призывники. Дмитрий Денисов напомнил, что раньше Калуга шефствовала над малым ракетным кораблем «Мираж» Черноморского флота. Боевую службу корабль завершил год назад. По словам городского головы, почти за четверть века здесь отслужили десятки калужан.
Глава городского самоуправления Юрий Моисеев и депутат Думы Андрей Иванов побывали на базе флота в г. Балтийске. Командование приняло калужан очень тепло. Была подтверждена договоренность, что как только новый ракетный корабль придет в Балтийск и станет в строй, на поднятие флага пригласят калужан. Калуга не только станет шефствовать над кораблем, но и сможет сформировать свое подразделение в 336-й бригаде морской пехоты!
Городской голова Калуги Дмитрий Денисов на своих страницах в соцсетях еще в октябре прошлого год рассказал, что областной центр активно ведет переговоры с Балтийским флотом. Градоначальник выразил надежду, что Калуга получит новый подшефный корабль. На нем будут служить юные призывники. Дмитрий Денисов напомнил, что раньше Калуга шефствовала над малым ракетным кораблем «Мираж» Черноморского флота. Боевую службу корабль завершил год назад. По словам городского головы, почти за четверть века здесь отслужили десятки калужан.
Глава городского самоуправления Юрий Моисеев и депутат Думы Андрей Иванов побывали на базе флота в г. Балтийске. Командование приняло калужан очень тепло. Была подтверждена договоренность, что как только новый ракетный корабль придет в Балтийск и станет в строй, на поднятие флага пригласят калужан. Калуга не только станет шефствовать над кораблем, но и сможет сформировать свое подразделение в 336-й бригаде морской пехоты!

Газета
Прямая линия













