Несмотря на пока небольшой профессиональный стаж, Дарья успела поработать на скорой помощи, помогала бороться с ковидом в регионе и побывала в качестве волонтера в зоне СВО. Несколько месяцев молодой специалист заведует сельским фельдшерско-акушерским пунктом в селе Адуево Медынского района. Мы побеседовали с Дарьей о том, каким должен быть современный специалист, связанный клятвой Гиппократа.
Для меня лучшая награда, когда ты видишь, что все не зря, что твоя работа действительно нужна и важна. Человек даже может и не говорить спасибо, но, если я вижу, что он уходит от меня в лучшем самочувствии, в другом настроении, это уже большая радость. Значит, я прожила этот день не зря.
Латынь вместо баскетбола
– Дарья, когда вы поняли, что медицина – это ваше призвание?– В детстве я планировала пойти в спорт – продолжить семейную династию баскетболистов. После окончания школы в Мещовске я даже успела подать заявление в Смоленскую госакадемию физкультуры. Но судьба распорядилась иначе: мои бабушка и дедушка, Валентина Ивановна и Юрий Иванович, убедили меня попробовать себя именно в медицине. Бабушка всегда говорила, что видит мою доброту, стремление помогать людям. Так я поступила в Калужский базовый медицинский колледж и стала первым медиком в семье спортсменов и учителей.
На втором курсе, когда начались профильные предметы, я абсолютно прониклась этой профессией и с тех пор ни дня не пожалела, что пришла в медицину. Учебную практику проходила в бригаде скорой помощи в Мещовской центральной больнице. Благодарна моему наставнику – фельдшеру Борису Ильину, специалисту с большой буквы, и водителю нашей команды Игорю Филину за то, что они ни на минуту меня не бросали, всегда были сильной опорой и поддержкой. Во время практики я перенимала от них не только профессионализм, но и какие-то житейские мудрости. Позже, уже как дипломированный специалист, я проработала в скорой почти шесть лет. По совместительству еще трудилась медсестрой в Мещовской школе-интернате для детей с нарушениями зрения.
– А на селе прежде был опыт работы?
– Да, так сложилось, что из Мещовска я переехала в Бабынинский район, где стала фельдшером в сельском Акуловском ФАПе. Там я набиралась опыта около года. Правду говорят, что фельдшер на селе
— это и врач широкого профиля, и участковый, и нянька, и друг. Поначалу местные жители ко мне присматривались. В итоге же мы так со многими сдружились, что до сих пор постоянно общаемся.
– Как же судьба связала вас с Медынью?
– Корни одной из моих бабушек из Медынского района. Я давно наслышана об этом уютном благодатном крае, всегда было интересно, как живет Медынь сейчас. Мы приехали сюда вместе с коллегой, пообщались с главврачом районной больницы и главой районной администрации и поняли, что муниципалитет реально заинтересован в молодых специалистах, что тут действительно есть простор для развития и работы. Хочу также выразить благодарность сельской администрации Адуева: ее сотрудники ежедневно помогают мне в передвижениях по району и во всем поддерживают.
Кстати, в Медыни у меня появилось время на себя, на свои хобби. Я люблю активный отдых: обожаю плавание и спорт, интересуюсь верховой ездой, мне нравится путешествовать.
Оставь волнение за порогом
– Каков, по-вашему, грамотный медицинский работник?– Современный медик всегда находится в процессе самообучения, в постоянном поиске и фильтрации получаемой информации. Также медработник просто обязан уметь наладить общий язык с каждым, вне зависимости от его статуса, социального положения и т.д. Пациент в первую очередь — это человек, кому мы обязаны помочь! И нужно уметь отключать эмоции на работе и правильно их сублимировать позже.
– А чем плохи эмоции в работе?
– Они могут привести к профессиональным ошибкам. Медработник – ориентир для людей, ему ни в коем случае нельзя показывать им свои волнение и переживание. Особенно опасна паника – она парализует работу, затуманивая разум. А вот милосердие, внимательность и такт – это самые главные помощники в нашем труде. Иногда даже просто хорошая беседа и слова ободрения очень воодушевляют пациента. Людям в современном мире глобальной цифровизации порой не хватает простого человеческого общения.
Обязана помочь!
– Я знаю, что, когда начался ковид, вы сами вызвались помогать региону в борьбе с инфекцией.– Моя бабушка Любовь Егоровна всегда рассказывала мне, что такое справедливость и почему нельзя оставаться в стороне, проявляя равнодушие. Именно поэтому весной 2020 года, в первую волну пандемии, я пошла работать в Калужскую клиническую больницу №2 «Сосновая роща». Дежурила в «красной зоне», помогала коллегам. Когда меня спрашивали, зачем мне все эти сложности и опасности, я отвечала: я медик, это моя работа; там, в реанимации, люди борются за свою жизнь, а медицинских сотрудников не хватает. Я просто обязана помочь!
– По этой же причине вы оказались в зоне специальной военной операции?
– Долгое время мне не давала покоя мысль, могу ли я быть полезной там, на СВО. Кроме того, я общалась со знакомыми ребятами, которые уже сражались. И вот в 2023 году я в качестве волонтера отправилась в Луганскую Народную Республику. На месте пришлось сразу же окунуться в реалии военного времени. Первые прилеты – громко, страшно, этот звук уже никогда не забыть. Вспоминаю города в руинах, солдат, в чьих глазах сила и мудрость не по годам. А как меня поразили местные жители: дети без настоящего детства, их родители, верящие в правду и пытающиеся выжить всеми силами, покалеченные животные на улицах… Там никто никогда не говорит, что устал, там всегда живут в ожидании, там грустят или радуются будто бы в последний раз.
– Что поменялось в вашей жизни после той поездки?
– Я пробыла там около двух месяцев, но и этого хватило, чтобы кардинально переоценить свою жизнь и расставить ориентиры. Стала более спокойной, перестала принимать к сердцу какие-то несущественные жизненные моменты. Ведь если я жива, могу спокойно выйти на улицу, если стены моего дома целы, а рядом ничего не бахает постоянно – это уже счастье. Никогда не жалела, что побывала в зоне СВО. Кстати, таких рассветов, как там, я никогда и нигде больше не видела. Настолько красивые и яркие, что это давало силы двигаться, продолжать жить!
- Изменила ли ваша профессия вас как личность?
– Сейчас я чувствую себя уже гораздо увереннее. Продолжаю самосовершенствоваться. К примеру, я преподаю дисциплину «Терапия» в Калужском медколледже. Параллельно с этим получаю высшее юридическое образование. Также я постоянно на связи с коллегами – спросить, уточнить, что-то новое узнать, в том числе по узким специальностям. Считаю, очень важно прислушиваться к мнению старших коллег: они, как правило, благодаря своему опыту зрят в корень.
Виталий Рост
Фото из архива Дарьи Шитиковой