Окончание. Начало в № 20 (8400) от 12 мая.
В этом выпуске мы закончим рассказ о мундирных пуговицах. Создатель музея Сергей Нелюбов показал нам наиболее интересные экземпляры из своих запасов. Напомним, что российские коллекционеры условно делят старинные пуговицы на три основные группы: бытовые, форменные, или мундирные, и пуговицы традиционных национальных одежд. Мундирная группа - наиболее многочисленная. В дореволюционной России форменную одежду носили как лица, состоявшие на государственной службе, так и лакеи, швейцары, служащие частных компаний, купцы, занимавшие административные должности, ямщики, члены различных добровольных обществ, сословных клубов и организаций.
Ливрейные пуговицы
До сих пор речь шла о пуговицах, ношение которых было регламентировано государством. Ливрейные, или геральдические, пуговицы к ним не относятся. Они вводились в использование в частном порядке и, как правило, отличались от своих собратьев большим размером и толщиной.
По законам Российской империи каждый дворянин, имевший высочайше утвержденный герб, имел право изображать его на любых принадлежащих ему предметах. Униформа слуг не стала исключением. Пуговицы к ливрее украшались коронами - дворянской, баронской, графской или княжеской.
«Ливрейки» знатных родов отличаются прекрасным тонким чеканом, высококлассной позолотой и серебрением. Изготавливались они не только в России, но и во Франции, Германии и Австро-Венгрии, о чем свидетельствуют надписи на оборотной стороне. Ярким примером таких пуговиц в коллекции музея являются «ливрейки» родов дворян Мальцовых и князей Юсуповых.


Ливрейные пуговицы дворян Мальцовых и князей Юсуповых.
Пуговицы с родовым гербом найти непросто. Особенно это касается титулованных графских и княжеских семейств. Тиражи таких пуговиц не превышали нескольких сотен экземпляров.

Дворянская, баронская, графская пуговицы.
Ливрейные пуговицы также носили швейцары кредитных и иных учреждений, в том числе государственных. У швейцаров госучреждений пуговицы были дутые, золоченые, с рангом и чеканом основной государственной символики. Швейцары банков и страховых обществ носили пуговицы с произвольным рисунком, но обязательно имеющие в изображении название или аббревиатуру самого учреждения.
Ведомство императрицы Марии Фёдоровны
Супруга императора Павла I ведала благотворительными женскими и некоторыми специальными учебными заведениями, находящимися под покровительством императорской фамилии. Туда входили воспитательные дома, женские институты и пансионаты, медицинские и благотворительные заведения, коммерческие училища, техническое училище, Царскосельский лицей, Гатчинский сиротский институт, Санкт-Петербургское училище глухонемых и Мариинские гимназии.

К мундирам чиновников учреждений императрицы Марии полагались золоченые пуговицы с изображением «пеликана, питающего птенцов своих». Аллегорическое значение этого сюжета – любовь родителей к детям или попечение государя о своем народе.
Московский печатный двор
Среди самых ранних мундирных пуговиц в собрании Музея русского быта «Вотчина» можно выделить две пуговицы, выполненные из медного сплава. Они различаются по размеру, но сюжетные композиции на них одинаковые: парное изображение льва и единорога, стоящих на задних лапах, увенчанное трехлепестковой короной – венцом.

Аналогичное изображение льва и единорога можно увидеть на оттиске печати Московского печатного двора, которая применялась с 20-х годов XVII века. Все это позволяет заключить, что пуговицы с символикой Московского печатного двора бытовали с конца XVII века.
Обложка книги Симона Азарьина «Житие Сергия Радонежского». 1646 год. Российская государственная библиотека.В XVIII веке эта же эмблема использовалась на оттиске печатей Московской Синодальной типографии и ее библиотеки. Однако позже звери на ней поменялись местами. Лев и единорог часто воспроизводились и на старинных кожаных переплетах книг, издававшихся на Печатном дворе. Некоторые из них хранятся в фондах Российской государственной библиотеки.
Фото автора.