В составе экипажа военно-транспортного четырехмоторного Ан-12 Николай Романенков доставлял разные грузы и личный состав, исполняя обязанности бортового стрелка-радиста. Его важнейшей задачей было внимательно следить за небом в задней полусфере летящего самолета и открывать огонь из бортовых пушек по всем подозрительным объектам, которые к нему приближались.
В авиации самыми опасными моментами считается разгон и отрыв самолета от взлетной полосы, а также посадка. С гор в этот момент боевики и били по самолетам и вертолетам или из крупнокалиберных дальнобойных пулеметов, или из зенитно-ракетных комплексов «Стингер».
Чтобы обезопасить взлет-посадку тяжелого транспортника, приходилось постоянно отстреливать тепловые ракеты-ловушки против тех самых «Стингеров», а командованию применять штурмовики МиГ-25, чтобы основательно «пропахать» пулеметно-пушечным огнем все ближние к аэродромам горные вершины. Однако самолетов и вертолетов наши войска потеряли немало, при этом большинство экипажей погибли. Стреляли и по самолету Николая Романенкова, но ни пуля, ни осколок, к счастью, не зацепили ни его, ни самолет.
Отлетав свое, Николай Александрович вернулся на родину. Началась мирная жизнь, в которой он находил время для бесед с молодежью и школьниками. О своей боевой летной практике старший прапорщик Николай Романенков всегда рассказывает на встречах в дни патриотических праздников.
Наша справка
Во время десятилетней войны в Афганистане ограниченный контингент советских войск потерял в этой стране 118 военно-транспортных и боевых самолетов и 400 вертолетов, из которых 113 – штурмовые Ми-24. Военно-транспортных Ми-8 было подбито 156 единиц, сверхтяжелых Ми-6 – 30.
Во время десятилетней войны в Афганистане ограниченный контингент советских войск потерял в этой стране 118 военно-транспортных и боевых самолетов и 400 вертолетов, из которых 113 – штурмовые Ми-24. Военно-транспортных Ми-8 было подбито 156 единиц, сверхтяжелых Ми-6 – 30.
Фото из открытых источников.