В обсуждении приняли участие сенаторы РФ, статс-секретарь — заместитель Министра финансов РФ Алексей Сазанов, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Батуркин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Вольвач, губернатор Рязанской области Николай Любимов, представители Министерства экономического развития РФ, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Анатолий Артамонов указал, что парламентские слушания инициированы поручением палаты указанным Комитетам СФ с привлечением профессионального экспертного сообщества подготовить предложения о дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов страны.
— Это поручение было дано еще до пандемии, но сейчас его актуальность даже возросла. Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов Федерации. За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5 процента по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль - около 14 процентов. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15 процентов, — сказал сенатор.
Парламентарий напомнил, что в этом году в целях поддержки субъектов предпринимательства им были предоставлены налоговые послабления — отсрочки по уплате налогов и страховых взносов и налоговые льготы.
— Это вынужденные меры, но они, конечно, привели к еще большему сокращению доходов бюджетов.
— Наш Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость наведения здесь порядка, отмены неэффективных льгот. И в этой сфере должна проводиться работа не только на федеральном уровне, но и на региональном. Я знаю, она уже ведется. Субъекты Федерации в результате такой работы могут получить дополнительные источники доходных поступлений в свои бюджеты, — сказал Анатолий Артамонов.
По словам Анатолия Артамонова, вопросы противодействия «теневой» занятости сейчас стоят очень остро.
— Из-за того, что работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов, — а зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка, — бюджетная система страны недополучает порядка 3 триллионов рублей доходов или почти 3 процента ВВП.
— Можно еще перечислить борьбу с «серыми схемами» для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость, совершенствование применения специальных налоговых режимов для малого и среднего предпринимательства, наведение порядка в учете объектов налогообложения региональными и местными налогами. У нас есть предложение вернуться к налогообложению движимого имущества, оставив освобождение только для имущества, принятого на учет после 1 января 2015 года, — сказал Анатолий Артамонов.
По его словам, при подготовке парламентских слушаний были собраны предложения субъектов Федерации по обсуждаемому вопросу. Они обобщены и размещены на сайте СФ.Дмитрий Вольвач подчеркнул, что деятельность ФНС направлена на предупреждение налоговых правонарушений и создание комфортных условий для самостоятельной уплаты налогов бизнесом и гражданами в первую очередь за счет накопленных компетенций и созданной IT-инфраструктуры. При этом ведомство сосредотачивает контроль на серьезных потенциальных налоговых нарушителях. Налог на доходы физических лиц – один из основных источников доходов региональных бюджетов - как ожидается, вырастет по итогам текущего года на 5-6 процентов по сравнению с прошлым докризисным годом.
— Это связано и с обелением рынка труда и рынка заработной платы, и с теми мерами поддержки, которые напрямую были законодательно увязаны с уровнем зарплаты, которую работодатель выплачивает своим работникам.
Алексей Сазанов проинформировал о законодательных мерах по повышению собираемости налогов, которые уже приняты и вступят в силу с 2021 года. В частности, это корректировка отдельных параметров налога на дополнительные доходы от добычи углеводородного сырья и налога на добычу полезных ископаемых.
— По нашим оценкам, это приведет к дополнительным поступлениям в следующем году в размере двухсот сорока миллиардов рублей. С 1 января 2021 года повышается до 15 процентов ставка НДФЛ в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей в год.