В 2014 году Роман УСАТЮК отражал атаки националистических батальонов, эвакуировал беженцев, доставлял землякам гуманитарную помощь. Переехав с семьей в Калугу, зажил мирной жизнью. Но сейчас снова готов вступить в бой за родную Донецкую землю.
Разные идеологии
Своей малой родиной Роман Усатюк считает город Константиновку Донецкой области. В свое время это был большой промышленный центр, более двух десятков заводов и предприятий. Однако за период украинской государственности практически все они пришли в упадок, были закрыты и разрушены.
Очередной майдан и государственный переворот окончательно раскололи Украину. На Донбассе живут люди разных национальностей, они никогда не враждовали между собой. А новый режим сразу же принялся уничтожать совместную историю, культуру, русский язык и жестоко притеснять инакомыслящих. Роман, как и большинство жителей юго-востока страны, отказался принимать чуждые ему взгляды. Свое отношение к киевской власти жители Донбасса высказали во время референдума о самоопределении народных республик. Люди отнеслись к волеизъявлению с особым энтузиазмом. С момента отделения Украины такой явки не было ни разу. Даже инвалиды самостоятельно добирались к избирательным участкам.
В ответ начались обстрелы. После сожжения одесситов на Куликовом поле и ударов по городам и селам Донбасса иллюзий ни у кого не осталось. Местные жители вынуждены были взять в руки оружие и пойти в ополчение. В основном это были обычные труженики, которые встали на защиту родной земли.
- У меня и моего окружения свои ценности. Для нас очень важна духовная сторона, память о нашем героическом прошлом. Мы ценим то, что сделали для нас наши деды и прадеды. Поэтому не можем спокойно смотреть на то, как из-за чьих-то геополитических интересов страдают ни в чем не повинные люди. Мы приняли идеологию Новороссии, оставили свои семьи, работу, бизнес и пошли за Игорем Стрелковым, потому что видели в этом свой гражданский долг и не могли поступить иначе, - вспоминает Усатюк.
Ополченцы против нацбатов
Опыт участия в боевых действиях у Романа имелся – в 1993 году во время службы в армии он принимал участие в миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине. На его глазах страны НАТО унизили и разорвали на части целую страну – братскую Югославию. Уже тогда молодой человек понял, к каким последствиям может привести идеология национализма.
Из ополченцев первой волны в живых остались единицы. В Славянске им противостояли батальоны националистов, которые вели огонь и по силам народной милиции, и по мирным жителям. Трудно было поверить, что такое возможно в цивилизованном XXI веке. О жестокости бандеровцев по отношению к гражданскому населению Донбасса Роман знает не понаслышке – видел все это своими глазами. Где бы ни появлялись нацбатальоны, везде начинались безнаказанные убийства, мародерство, грабежи. У этих членов военизированных бандитских формирований напрочь отсутствуют элементарная мораль и нравственные принципы.
Вскоре Роман Усатюк стал комендантом Константиновки. Пришлось с нуля заниматься формированием комендантской роты, созданием оборонительных сооружений, блокпостов, под обстрелами вывозить людей с передовой. Общими усилиями жителей города и примкнувших к ним неравнодушных людей организовали противостояние киевской хунте. Реакция последовала незамедлительно – данные Романа появились в базе украинского сайта «Миротворец», на котором националисты публикуют списки неугодных им людей, которых называют сепаратистами и «агентами Кремля».
Гуманитарная миссия
Потом была Горловка, где Роману довелось поработать с командиром народного ополчения Игорем Безлером. Группы занимались сопровождением в Россию конвоев с семьями ополченцев, детьми, женщинами, стариками, ранеными. Приходилось формировать колонны, обеспечивать прикрытие, искать обходные пути, поскольку попытки одиночных выездов заканчивались трагично. Националисты расстреливали машины и автобусы с людьми, грабили пассажиров – творили весь тот беспредел, который сейчас мы видим в Киеве и других городах Украины.
В результате постоянных обстрелов и экономической блокады Донецкой и Луганской народных республик со стороны Украины остро встала необходимость решения гуманитарных проблем. Когда в самопровозглашенных республиках поняли, что Россия их не оставит, Роману Усатюку предоставили полномочия на организацию доставки гуманитарной помощи Донбассу.
В Калуге он оказался благодаря счастливому стечению обстоятельств. Обратился в совет ветеранов, его председатель генерал Владислав Зубарев сразу же поддержал и помог организовать встречи с руководителями городской управы, областного правительства.
- Был приятно удивлен, когда калужская администрация очень оперативно и профессионально создала оргкомитет, который централизованно занялся сбором гуманитарной помощи для жителей Донбасса и размещением беженцев, - вспоминает Роман. - Особенно активное участие проявили Руслан Смоленский, Алексей Волков, Зоя Артамонова и возглавляемый ею фонд «Возрождение», отделение Красного Креста, фонд «Волонтеры детям», Инга Рейн, Роман Билибин. Роман, например, сопровождал гуманитарку, в том числе в зоны ведения боевых действий.
Роман Усатюк сопровождал гуманитарные конвои на передовую - пострадавшим от обстрелов мирным жителям. Люди практически постоянно сидели в подвалах, испытывая острую нехватку продуктов питания. Обеспечения на всех не хватало, поэтому помощь от калужан была очень кстати.
После централизации вооруженных сил ДНР Роман вновь на передовой. Но семейные обстоятельства вернули его к мирной жизни. Тяжело заболела жена, и заботы о ней и двух маленьких детях легли на его плечи. Тогда-то на семейном совете и приняли решение перебираться в Калугу и получать российское гражданство.
Спасение русского мира
Военную операцию, о которой объявил Владимир Путин, Роман Усатюк поддержал сразу и бесповоротно. Более того, он планирует вернуться в ДНР и снова вступить в ополчение, чтобы помочь российским войскам:
- 8 лет мы ждали, когда украинский режим призовут к ответу за его преступления. Сейчас это наконец произошло. Народ Украины понял, в каких условиях гражданское население Донбасса жило эти 8 лет. Люди фактически выживали и ждали помощи от России. Поэтому я полностью поддерживаю это решение и готов не колеблясь встать в строй, чтобы закончить начатое. Работы очень много. Украина в полном упадке. Необходимо принести ей мир и стабильность.

Решение о признании народных республик и начале спецоперации на Украине –спасение русского мира. Это взвешенный шаг, наш последний шанс, который был грамотно и своевременно реализован. Безусловно, придется заплатить за это колоссальную цену, но других вариантов у нас просто не оставалось. В противном случае мы вряд ли смогли бы сохранить наш русский мир с его убеждениями и идеалами.