Все зависит от родителей?
Достаточно громкая история недавно произошла и в одной из школ Обнинска, когда подросток, третирующий одноклассников, в один из дней принес в школу нож. К слову сказать, в этот класс мальчик пришел только в новом учебном году из другой школы и сразу стал наводить свои порядки. В итоге мамы и папы ребят объединились, написали коллективную жалобу и перестали пускать своих детей на уроки, требуя, чтобы опасного подростка исключили из их класса. Оно и понятно, после событий в Керчи, в Подмосковье и других регионах каждый здравомыслящий родитель боится за своих детей.Дело в обнинской школе дошло до начальника городского управления образования. Но из открытых источников стало известно, что диалога с родителями мальчика, угрожавшего ножом одноклассникам, не вышло, поскольку папа ребенка не соглашается ни на личные встречи сына с психологом, ни на тем более индивидуальное обучение, ни на какие-либо другие меры. И сегодня ситуацию пытаются решить с помощью психологов и наблюдателей, работающих со всем классом, и хочется верить, что разрешат благополучно.
Здесь родители одноклассников пытаются общими усилиями оградить своих детей от хулигана. Но так получается не у всех.
– Я перевела своего сына в другую школу, поскольку его били одноклассники в предыдущей, - рассказывает Ирина М. – Вернее, группа мальчишек под руководством заводилы, который, к слову сказать, вполне сносно учится. Все попытки поговорить с мальчиком не давали никакого результата, в итоге дело дошло до встречи с ним и его родителями в кабинете у директора. И в тот момент, когда директор школы пытался пристыдить хулигана за дерзкое поведение, он сам, классный руководитель и все присутствующие взрослые услышали от пацана много интересного о себе, произнесенного с помощью отборного мата. И это второй класс! А мама мальчика и глазом не повела, сказала, мне некогда им заниматься, я воспитываю его одна, учится же сын нормально. В итоге мы сегодня учимся в другой школе, сын с радостью идет в новый класс. А бывшие одноклассники рассказывают ему, что у них все по-прежнему.
Есть ли защита от хулигана?
Зачастую после неоднократных жалоб родителям таких детей рекомендуют поискать другую школу или перейти на домашнее обучение, на которое, кстати, соглашаются не все. Поскольку мамы и папы таких ребят считают, что нельзя отрывать ребенка от социума, это непедагогично, это не пойдет их чаду на пользу и вообще у них самый золотой ребенок, которого просто не понимают окружающие.В советское время таких детей ставили на учет в детскую комнату милиции, а если это не помогало и было видно, что это не поведенческие проблемы, а скорее диагноз, то решением специальной комиссии направляли в коррекционную школу.
– Была у меня девочка-первоклашка, – вспоминает педагог-пенсионер Людмила Дмитриевна Широковская, – дралась с ребятами, училась из рук вон плохо, могла на уроке песни петь начать или подметать пол. Сначала мы по-хорошему просили родителей обратить внимание на поведение дочери, но они считали, что их ребенок просто таким образом адаптируется. В итоге решение о переводе девочки в коррекционную школу вынуждена была принять школа вместе с роно.
Сейчас же у школ нет таких полномочий. Сегодня на все нужно письменное согласие родителей, даже на то, чтобы с мальчиком или девочкой поговорил простой школьный психолог. И даже если родители согласятся на это, то все заключения специалиста будут носить лишь рекомендательный характер.
Инклюзия или иллюзия?
Бытует мнение, что увеличение числа детей с девиантным поведением в школах - это не только результат смягчения законодательства, но и внедрение инклюзивного образования. Это когда ребята с особенностями психологического или физического развития учатся наравне со своими сверстниками в обычной школе. У кого-то процесс адаптации проходит достаточно гладко, а некоторым приходится нелегко, ведь, несомненно, ребенок переживает сильный стресс, понимая, что он не такой, как все, и это отражается на поведении. В идеале за каждым инклюзивным ребенком необходимо закрепить наставника, который будет поддерживать особенного школьника, да и учебная программа должна отличаться от программы сверстников, но на деле на это нет ни специалистов, ни ресурсов.Поэтому вся ответственность при выборе инклюзивного образования ложится на родителей, которые должны понимать, что в школе могут быть сложности, поскольку их сын или дочка с особенностями развития, и они должны быть готовы к нештатным ситуациям.
Но зачастую получается так, что девиантное поведение воспринимается мамами и папами как попытка становления личности и закрепления авторитета, и признать, что ребенку требуется помощь специалиста они не хотят.
Сергей А., педагог-психолог (с портала mel.fm):
– Сейчас мы все гордимся инклюзией. В целом, конечно, подобный метод обучения по-своему хорош. У нас же в большинстве случаев это просто фикция. И если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюется в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. В этом случае школа имеет право пойти с докладной по инстанциям. Но в 99 процентах случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребенку» и намекает на то, что в противном случае он – непрофессионал и в школе ему не место. Вот так и становятся эти дети эксклюзивными, потому что знают: максимум, что им может грозить, – это строгий разговор в кабинете у директора, покинув который, он примется за свое.
– Сейчас мы все гордимся инклюзией. В целом, конечно, подобный метод обучения по-своему хорош. У нас же в большинстве случаев это просто фикция. И если на уроках происходят ситуации «из ряда вон», когда ученик, скажем, плюется в учителя и детей, кидается книжками, ругается матом, учитель пишет докладную. В этом случае школа имеет право пойти с докладной по инстанциям. Но в 99 процентах случаев директор школы не станет выносить сор из избы. Ведь это чревато штрафными баллами, лишением премии, средств на нужды школы и, конечно, падением в рейтинге. Поэтому директор предлагает учителю «найти подход к ребенку» и намекает на то, что в противном случае он – непрофессионал и в школе ему не место. Вот так и становятся эти дети эксклюзивными, потому что знают: максимум, что им может грозить, – это строгий разговор в кабинете у директора, покинув который, он примется за свое.
Понятно, что хулиганы в школах были во все времена. Но если раньше дети чего-то боялись, то сегодня при попустительстве родителей и мягкости законодательства они чувствуют свою безнаказанность. И в итоге их одноклассники и учителя вынуждены терпеть школьного хама. Ведь у нас даже в законе об образовании написано, что школа - это учреждение, которое оказывает образовательную услугу, а значит, никаких воспитательных обязанностей не несет.
В связи с тем что в последнее время случаи агрессии среди школьников подчас с фатальными последствиями участились, с высоких трибун все чаще стали говорить, что школа должна воспитывать вместе с родителями. Да, только на деле получается, что все это остается словами. И зависит во многом от сплоченности родительского коллектива, который пытается бороться с хулиганом сообща, и от авторитета учителя, который может поставить зарвавшегося ребенка на место. А в остальных случаях хоть из класса беги. Что многие, кстати, и делают.
Рисунок Виктора АРТЕМЬЕВА.