«Серый человек»
«…Занятия закончились, я осталась поговорить с преподавателем, а моя десятилетняя дочка и ее 12-летняя подружка решили пойти в «Имбирь» попить чаю: там идти 5-10 минут в зависимости от скорости. Прихожу в кафе, их там нет. Выхожу и вижу: не доходя до перекрестка Ленина/Карпова в том месте, где когда-то был птичий магазин, они стоят и разговаривают с пожилым мужчиной. Мужчина худощавый, лет 60, невысокий. Какой-то такой неприметно-серенький. Серовато-коричневый плащ, шляпа с полями, лицо сливается по цвету с одеждой. Моя дочка пытается утянуть девочку от незнакомого дядьки, та не идет: ей неудобно прервать разговор.Я хотела подойти как бы невзначай, чтобы не спугнуть его и задать пару вопросов, но дочка меня увидела, когда я переходила Карпова. Мужчина быстро откланялся и скрылся в арке, около которой он девчонок остановил, - она ведет в проходные дворы.
Потом я девочкам объясняла, в какой опасной ситуации они оказались, говорила, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, но знаете - этот мужик представился по имени-отчеству, чтобы вызвать доверие, и предложил обменяться телефонами... Чем это могло закончиться, если бы девочки гуляли одни, например, или я их не начала сразу искать, - не знаю».
История, рассказанная калужанкой Еленой Л., произошла полгода назад.
Конечно, девочкам все объяснили. О том, что «неудобно прервать разговор» может обернуться трагедией. О том, что надо не спасать подругу самой, а бежать звать на помощь взрослых: кричать, звонить по телефону. О том, что с чужими вообще нельзя разговаривать. Но…
Детям сложно поверить в существование зла. У них невелик жизненный опыт. Им стыдно кричать, неловко перечить взрослому. Ведь вся наша культура их приучает к обратному. «Не кричи», «Не шуми», «Взрослый лучше знает»… И они попадаются на эту удочку.
А «серый человек» продолжает ходить по улицам Калуги.
«Знакомый» - не значит «свой»
По телевизору периодически показывают снятый скрытой камерой эксперимент: подставные «похитители» пытаются увести с собой детей с улицы или детской площадки. Разумеется, эксперимент согласован с родителями «похищаемых» детей и проводится с их ведома. В Калуге волонтеры поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» проводили такой опыт в мае, приурочив к Международному дню пропавших детей. И решили, что повторять не стоит.
- Девять из десяти детей ушли с незнакомцем, - комментирует итоги старшая направления профилактики поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» по Калужской области Анастасия Воронцова. - Дети все равно уходят - вопрос не столько в них, сколько в подготовке взрослого, который хочет их увести.
- Одно из основных - правило трех Н: «Никуда. Никогда. Ни с кем», - рассказывает Анастасия Воронцова. - Взрослые часто говорят не ходить с незнакомыми людьми, в то время как опасность могут представлять те, кому ребенок доверяет. Соседи, знакомые, родители одноклассника, коллеги мамы - это чужие, и уходить с ними без позволения родителей нельзя. Если зовут - надо звонить родителям и сообщать об этом. У ребенка должно быть средство связи, и он должен знать наизусть родительский номер телефона.
- Мы проводим лекции для разных категорий: для родителей, для детей от 5 до 10 лет и для подростков от 10 до 14, - поясняет Анастасия. - Тематика и форма проведения может быть разной, даже онлайн - с началом пандемии количество «очных» мероприятий, конечно, сократилось.
Ещё больше защиты?
После каждого страшного случая, произошедшего с ребенком, разворачиваются нешуточные баталии: обвиняют полицию, родителей, которые не проводили, не встретили, не научили… Но дети не учатся одномоментно, а защищать их современным родителям все труднее.
Когда-то в каждой школе существовала группа продленного дня: с детьми гуляли, делали уроки. Ребенок находился под присмотром до 18.00 - времени, когда приходит с работы большинство родителей. Летом посещали пришкольный лагерь: ходили на экскурсии, спали на раскладушках. Да и бабушки были под боком.
Оптимизация школы и изменения, которые активно вносятся в СанПиН, поставили на этом крест. Сегодняшние группы по досмотру за детьми в большинстве школ работают до обеда. Родители могут разве что забрать ребенка на работу или «закинуть» домой. Остается надеяться на помощь бабушек, старших детей или… на самостоятельность ребенка.
- Пришел встречать дочку-первоклассницу после уроков, жду у крыльца, - рассказывает знакомый. - Учительница параллельного класса уже вывела детей, многие разошлись. Смотрю, стоит мальчик, вид такой потерянный. Встретились с ним глазами - у него слезы закипают. Я присел, спрашиваю, что случилось. «За мной не пришли!» Я его успокаиваю: говорю - жди, обязательно придут. Задержались, бывает… Он немножко успокоился, минут через десять мама прибежала. Тут и наш класс вышел.
А что же учительница малыша, который неделю назад переступил порог школы? Она не могла его видеть, поскольку стояла в плотном кольце родителей, объясняя непонятные вопросы в домашнем задании.