Между прошлым и будущим

Оксана КУЛИКОВА
13.12.2019 11:47
Почти полвека посвятил Теребенской средней школе один из интереснейших людей Хвастовичского района - Иван Ипатов.

    Он знает все подробности школьной жизни, ведь был и учеником, и молодым учителем, и директором. Однако разговор шел не только о настоящем и будущем Теребенской школы. Говорили и о современном образовании, и о роли школы в обществе.

   У каждого свой мир

    В 70-м году, окончив Кондровское педучилище и получив специальность учителя начальной школы, Иван Ипатов пришел работать в стены родной школы.

    В 1971-м школа стала средней, в 1973-м выпустила первых десятиклассников. Учитель считает, что от нынешних школьников школьники прошлого отличались открытостью для новых знаний и большими целями. И даже самые отстающие ученики и отпетые хулиганы втайне мечтали совершить настоящий Поступок для общества, народа и даже человечества.

    Особенно Иван Алексеевич любил работать с «хулиганами» и «лентяями». Он с самых первых лет своей педагогической деятельности навсегда усвоил золотое правило педагогики — не бывает плохих учеников, бывают бездарные учителя.

    - Двойка по математике совсем не значит, что ребенок отстающий. Это значит лишь то, что он не понял тему, возможно, одну-единственную. К тому же этот самый «двоечник», скорее всего, отлично играет в футбол, или выжигает по дереву, или пишет стихи. Такие дети были всегда и всегда будут, потому что все люди разные, каждый из нас живет в своем мире. Кто-то - в мире формул и уравнений, кто-то - в мире исторических дат и персонажей, а кто-то - в мире футбола. Имеет ли право учитель предвзято относиться к ученику только потому, что между их мирами стена? Если ты учитель, то должен сломать эту стену и показать ученику свой мир.

     Современные дети, по мнению Ивана Алексеевича, стали заложниками взрослых ошибок. Первая и главная из них — попытка перенести в школу вузовскую систему преподавания. Реформаторы образования не учли самого главного: в институте или в колледже преподаватели работают с уже сформировавшейся личностью. К семнадцати-восемнадцати годам человек уже готов получать образование, потому что осознает его значимость. Задача высших и средних учебных заведений — дать молодому человеку профессию, которую тот выбрал сам. У школы задача совсем иная и гораздо более сложная: нужно этого самого молодого человека вырастить, сформировать у него представление о мире, о себе, о своем месте в жизни, подготовить его к жизни в социуме. А раз задачи настолько отличаются, то и методы тоже должны быть разными.

   Самое главное

    С 1990 по 1997 год Иван Ипатов возглавлял педагогический коллектив. Без преувеличения можно сказать, что ему достались самые непростые времена. И самым сложным было не отсутствие финансирования, не ветшающее здание и даже не разваливающаяся деревня. Для Ивана Алексеевича самым сложным было сохранить авторитет учителя и порядок в школе. Ему это удалось, ведь Теребенская школа сегодня считается одной из лучших в Хвастовичском районе. Здесь не забыли, что важно не только давать детям знания, но и прививать ответственность и трудолюбие. Невозможно всех научить отлично решать задачи и писать сочинения, но научить уважать свой народ, любить свою страну можно и нужно.

    Долго ли будет поддерживать коллектив школы эту высокую планку? Все зависит от тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность.

    - Вот сейчас все говорят: инновации - в школу. Компьютеры, планшеты, интерактивные доски нужны в школе? Наверное, нужны. С ними удобно работать, они расширяют возможности и учителя, и ученика. Но никакие технологии не заменят учителя, как никогда ничто не заменит живого человеческого общения. Если учитель не заинтересовал ребенка, не открыл для него дверь в свой мир, то никакой компьютер, никакая доска, никакие технологии этого не сделают!

   Не только давать знания

    Реформирование системы образования вызывает у Ивана Алексеевича массу вопросов. Некоторые из них требуют немедленного решения, но почему-то годами не решаются. Первый из таких вопросов — экзамены. С введением тестовых экзаменов вся система школьного образования нацелилась на успешную сдачу ЕГЭ. Детей не учат думать, формулировать свои мысли, анализировать информацию, главное — выбрать правильные ответы. Поэтому десятиклассники не умеют четко формулировать мысли. На уроке истории или обществознания самые популярные ответы — «да» и «нет». Вытянуть из ребенка хотя бы три предложения удается далеко не всегда.

    Второй вопрос - практическое разделение психологии и педагогики.

    - Есть школьный психолог, есть преподаватель, например, математики. И логично предположить, что психолог не занимается преподаванием математики, а преподаватель математики не выполняет функции психолога. Молодые учителя, приходящие в школу, работают уже в этой системе. А как можно быть учителем, сложив с себя обязанность быть психологом для каждого ребенка? В отношении воспитания детей тоже все четко разграничено — что должна делать семья, а что - школа. Родители кивают на школу, а школа - на родителей. Ребенок наблюдает за всем этим безобразием и привыкает к собственной незначительности и ненужности, учится манипулировать взрослыми, выворачивать любую ситуацию в сторону собственной выгоды.

   Есть у Ипатова свое мнение и по поводу домашнего обучения.

    - Вот подрался мальчишка, двоек нахватал, стал школу прогуливать. К пятому классу пожалуйте на комиссию, и как результат — домашнее обучение. Вместо того чтобы разобраться в причинах, помочь маленькому человеку укорениться, мы его вырываем из общества с корнем, чтобы не мешал нам жить и работать! Любого ребенка надо тянуть, каждого мы должны научить жить в обществе! Не справились? Это уже вопрос компетенции. Программы меняются, реформы могут длиться еще пятьдесят лет, у каждого нового министра своя точка зрения. А у ребенка жизнь одна и детство одно. И каким он станет через двадцать лет, зависит от того, как это детство прошло. Если его с десяти-двенадцати лет поставили в положение изгоя, чего ждать от этого человека в будущем?

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика