Научи учёного?

Наталья Луговая
19.11.2019 09:42
Почему обучение первоклассников идёт вразрез с СанПиНом

Представьте, что ваша жизнь резко изменилась. Ещё вчера вы работали в удобном для вас темпе и формате, выбирали интересующие темы для изучения, отдыхали с близкими. И вдруг – новый коллектив и руководство, перед вами ставят множество задач, выполнения которых требуют даже ваши домашние.
Примерно в такие условия попадают многие нынешние первоклас-сники, приходя в школу. Не зря санитарные нормы и правила устанавливают для первоклашек систему «мягкого входа»: без домашних заданий и без оценивания знаний, которых они ещё и получить-то не успели.

Нынче в школе первый класс…

- Весь вечер задания с дочкой делаем, -пожаловалась знакомая.
- Как задания? - удивилась я. - В первом классе же нельзя задавать. Тем более в первой четверти.
- Знаю, - вздохнула она. - Мы специальную бумажку подписывали, что согласны. Многие родители и сами хотят. Да я бы не против, если б заданий было немного. А то по каждому предмету.
Вопрос, заданный мамами учеников начальных классов в соцсетях, буквально «разбудил дракона». И заставил убедиться в том, что санитарные нормы и правила во многих школах не выполняются.
- Задают всем, у кого я интересовалась, - поделилась в комментариях одна из мам. - Просто преподносят по-разному.
При этом возмущают родителей не задания как таковые, а их огромное количество, а также откровенная бессмысленность или несоответствие возрасту. «Расставьте детей Пушкина по старшинству». «Придумайте новую букву алфавита». «Сделайте панно из гальки. Нет, из щебёнки или искусственных камешков нельзя…»
Наталья М.: «В 1 классе на с. 16 было задание написать, для чего нужен термометр. При этом дети не проходили НИ ОДНОЙ буквы. Потом было задание взрослому (!) написать о своей первой учительнице, участие ребенка заключалось только в том, что он подписал, кто это писал. При этом прописные буквы, естественно, не изучались».
Особенно «любим» родителями предмет под названием «Окружающий мир» и новомодные «проекты», выполнение которых чаще ложится на родительские плечи.
- Самое обидное, что на каникулы и праздники очень много задавали, обычно как раз эти злосчастные проекты. Получается, время отнимало это у всей семьи, - пожаловались несколько мам.

Припечатали…

И учителя, и родители знают, что домашние задания первоклашкам задавать нельзя, тем более на каникулы. Правила эти основаны на исследованиях психологов. Начало учёбы для ребёнка - это стресс. Маленькому человеку требуется время на то, чтобы привыкнуть, разобраться в правилах и требованиях. Добавьте к этому страх получить плохую отметку. Оценивание знаний в первом классе также запрещено, а потому часто происходит завуалировано.
Ирина К.: «…оценок у нас нет, печати «Молодец», «Хорошо», «Старайся» и «Плохо». Не думаю, что «Плохо» кому-то ставят».
Совершенно очевидно, что эти «Молодец» и «Старайся» легко переводятся на систему отметок, и страх получить «печать позора» всё равно над ребёнком довлеет.
Что любопытно: почти все мамы, сетующие на тяжесть школьных ранцев и задания на каникулы, высказались за домашние задания в первом классе - с условием, что их будет немного и они будут под силу ребёнку. А многие и за отметки, мотивируя это тем, что во втором классе всё это обрушится на неподготовленного ребёнка. Как выяснилось, опасения не напрасны: одна из женщин поведала о том, как на втором году обучения на детей посыпались двойки, в основном за тестовые работы…

Быстрее. Выше. Сильнее?

Очень странная сложилась ситуация. И психологи, и чиновники от образования твердят: не учите заранее, не водите на подготовку, всему своё время. Но родители будущих первоклашек, наслушавшись рассказов знакомых, предпочитают подстраховаться. Тем более что и школы, и детские сады охотно предоставляют услуги по подготовке. Самое печальное, что часто это оказывается оправданным.
Ирина П.: «Разговаривала сегодня с мамой - дочки в саду вместе были. Ребенок пошёл в школу, не умея ни читать, ни писать. И им говорила заведующая, что не надо! Научим. По факту девочка оказалось в жутком положении, не справляется с программой, учитель постоянно жалуется маме, третируют и маму, и ребенка. У девочки уже чуть не нервный срыв… И вторая, дочь подруги, которая ходила на подготовку и умела читать, но прописям их не учили на подготовке - проблема с письмом, выделили 7 худших учеников, она попала в их число, мама целыми днями бьется над прописями. Я думаю, уже нет никого, кто верит в то, что школа чему-то учит. Школа теперь скорее контролирует. И я рада, что не послушала никого и отдала ребенка на сильную подготовку в пять лет… У наших в конце первой четверти уже проверяли технику чтения».
Разумеется, среди опрошенных нашлись те, кто не сталкивался с этой «гонкой». Но таких комментариев было значительно меньше.
Получается заколдованный круг. И уже неважно, кто задаст темп в этой «образовательной карусели»: родители, желающие обучить всему и как можно скорее, или учителя, которые волнуются за «процент обучения» и «процент качества образования». Потому что основная нагрузка в этой гонке ложится на ребёнка. Хотя никем не доказано, что раннее обучение поможет ребёнку стать успешным, и уж тем более - счастливым.

preview_7.jpg Ольга Коробова, уполномоченный по правам ребёнка в Калужской области:
- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обучение в 1 классе осуществляется без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий. Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо подготовлены к обучению. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание. В соответствии с санитарными правилами это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день.
Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.

Фото shkolabuduschego.ru

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика