26 апреля, Пятница
Газета Газета
Предложить свою новость
Прямая линия Прямая линия
Последние новости
Общество 26.04.2024, 19:42
Больше сотни людиновцев получили награды за добросовестный труд
Больше сотни людиновцев получили награды за добросовестный труд
Общество 26.04.2024, 18:01
Владислав Шапша наградил лучших глав муниципальных образований области
Владислав Шапша наградил лучших глав муниципальных образований области
Общество 26.04.2024, 17:42
Более 200 людиновцев написали Диктант Победы
Более 200 людиновцев написали Диктант Победы
Общество 26.04.2024, 17:28
В 2024 году в акции «Вода России» приняли участие 15 тысяч калужан
В 2024 году в акции «Вода России» приняли участие 15 тысяч калужан
Общество 26.04.2024, 16:50
В Кирове приводят в порядок братские захоронения
В Кирове приводят в порядок братские захоронения
Общество 26.04.2024, 15:56
В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью
В Калужской области с начала года с помощью нотариусов заключено более 4,5 тысяч сделок с недвижимостью
Культура 26.04.2024, 15:54
Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»
Калужский музей изобразительных искусств представляет выставку графики «Очарования Делакруа»
Общество 26.04.2024, 15:42
Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области
Владислав Шапша и статс-секретарь - замминистра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов обсудили развитие птицеводства в Калужской области
Общество 26.04.2024, 15:37
В Калуге прошел областной смотр строя и песни юнармейцев
В Калуге прошел областной смотр строя и песни юнармейцев
Общество 26.04.2024, 15:18
У малышей поселка Пятовский скоро появятся новые возможности для игр
У малышей поселка Пятовский скоро появятся новые возможности для игр
Спорт 26.04.2024, 15:10
Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту
Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту
Культура 26.04.2024, 14:49
В Барятине состоялся концерт народного танцевального коллектива «Каприз»
В Барятине состоялся концерт народного танцевального коллектива «Каприз»
Общество 26.04.2024, 13:53
Тест по истории Великой Отечественной войны прошёл в Малоярославце
Тест по истории Великой Отечественной войны прошёл в Малоярославце
Общество 26.04.2024, 13:30
Владислав Шапша рекомендовал обеспечить безопасность в регионе во время майских праздников
Владислав Шапша рекомендовал обеспечить безопасность в регионе во время майских праздников

Не зубрёжка, а понимание

О главных проблемах преподавания истории в школе.

    В последнее время в нашей стране вопросы исторического образования, исторической памяти вызывают повышенное общественное внимание, становятся темой для широких дискуссий. Поэтому большое значение на уровне государства придается вопросам изучения истории в школе, качества преподавания этого важного предмета, подготовки будущих учителей. Мы уже неоднократно затрагивали эти проблемы на страницах «КГВ», сегодня снова возвращаемся к ним.

   Когда будет разгрузка?

    Учителей и методистов сегодня прежде всего волнуют вопросы, связанные с перегрузкой содержания школьного курса истории. Дело в том, что на всех уровнях постоянно слышатся призывы к усилению воспитательной составляющей курса истории, но это сложно сделать. Почему? В основном из-за того, что учителя в учебном плане очень много времени уделяют именно содержательной стороне школьного курса. Количество фактов, которые школьник должен запомнить, например, по истории России, просто зашкаливает! Такой огромный объем фактического материала не в состоянии усвоить не то что ребенок - взрослый человек. В связи с этим в настоящее время начата разработка нового варианта историко-культурного стандарта (ИКС). В том числе будет разработан ИКС, относящийся к изучения курса всеобщей истории, истории зарубежных стран. Специалисты настаивают на варианте, который в большей степени нацелен не на усвоение школьниками деталей событий, а на рассмотрение, понимание роли различных факторов в тех или иных исторических процессах.

    Об этом, в частности, шла речь на недавнем координационном совете по духовно-нравственному воспитанию молодежи, где говорилось о качестве исторического образования в школах. Обсуждались проблемы и нововведения, ближайшие перспективы.

22.jpg
    Историю (один из самых сложных экзаменов по выбору) на ЕГЭ сдает примерно каждый пятый выпускник. Средний балл остается стабильным, за последние годы незначительно вырос до 56. Количество выпускников, набравших 100 баллов, увеличилось до шести человек. Выросло и число выпускников с высокими баллами. Так, в 2019 году от 81 до 99 баллов по истории набрали 93 участника ЕГЭ. Количество не преодолевших минимальный порог в прошлом году составило 59 человек.

   Краеведение

    Нескольких лет в нашей области работают над тем, чтобы создать региональный историко-культурный стандарт. Эта попытка, к сожалению, не увенчалась успехом, и в профильном региональном ведомстве пошли по другому пути. Специалисты уже практически полностью подготовили учебное пособие по истории Калужского края. После завершения составления пособия будет обсуждение его содержания, затем перейдут к апробации на базе нескольких школ. Кроме того, ведется активная работа с федеральной ассоциацией учителей истории и обществознания для получения гранта на издание этого учебного пособия по краеведению. Необходимо сказать, что в новом пособии будет много фактов и разделов, посвященных духовной истории Калужской земли, важнейшим историческим вехам, в том числе - событиям Великой Отечественной войны.

    В школах региона работают 457 учителей истории: 
  • 41 % из них имеют высшую категорию, 
  • 38 % - первую, 
  • 15 % - соответствуют занимаемой должности. 
    Все учителя имеют высшее образование, полученное в основном в КГУ им. К.Э. Циолковского. Все школы обеспечены учителями истории - вакансий нет. Один раз в три года учителя истории проходят повышение квалификации. В 2018-2020 годах 366 педагогов области обучились по программе «Актуальные вопросы обучения истории и обществознания». 

   Разрушить стереотипы

    Наиболее сложными для учеников на протяжении последних трех лет являются те задания, в которых необходимо продемонстрировать умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии. Эти задания в среднем выполняют только 30 процентов участников ЕГЭ по истории. По мнению специалистов, главная причина здесь прежде всего в неумении выпускников рассматривать с разных сторон то или иное историческое явление. Другим сложным заданием является написание исторического сочинения. Его на экзамене, как это ни печально, выполняет в среднем не более 40 процентов выпускников.

   Советы молодым учителям

    Говорилось и о трудностях начинающих учителей, связанных именно с преподаванием. На что в первую очередь нужно обратить внимание молодым специалистам? Опытные наставники призывают молодых учителей постоянно поддерживать активность детей на каждом уроке, поощрять любое проявление интереса к предмету, не скупиться на похвалы. Перед учениками нужно ставить проблемные вопросы, заставляющие их думать, иметь собственное мнение по тому или иному вопросу, а не копировать рассказ учителя или зазубривать отрывки из учебника. Большое внимание нужно уделять работе с картами и у доски и по учебникам. Нельзя забывать сравнивать исторические карты с географическими, контурными, надо учить вовремя находить на карте необходимые государства и города. Важно научить старшеклассников работать с историческими документами как в учебнике, так и в отдельных экземплярах, объяснять важность изучения первоисточников для объективного исследования исторических процессов.

берговская.jpg
    Директор института истории и права КГУ им. К.Э. Циолковского Ирина Берговская:

    - Принципы, на которых строится содержание исторического образования в вузе, едины. В основе, конечно же, лежат базовые общечеловеческие и национальные ценности. Акцент делается на формировании гражданской идентичности, на воспитании гражданина России. Особое внимание уделяется историческим реалиям, оказавшим существенное влияние на облик современной России и современного мира. У студентов формируется представление о роли личности в истории, они учатся анализировать роль личностного фактора и выявлять ее на основе исторических источников. Важный момент в обучении - сравнение исторических процессов, происходивших в различных странах и регионах. Преподаватели ориентируют студентов на самостоятельный поиск ответов на сложные и важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Новости по теме
Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту

Калужанка победила на Всероссийских соревнованиях по конному спорту

75-летний калужанин занял первое место на трёхсуточном сверхмарафоне «Бег Счастья»

75-летний калужанин занял первое место на трёхсуточном сверхмарафоне «Бег Счастья»

Началась оценка результатов проектов, реализованных с использованием президентских грантов до конца 2023 года

Началась оценка результатов проектов, реализованных с использованием президентских грантов до конца 2023 года

В Калугу пришло похолодание и дожди

В Калугу пришло похолодание и дожди

×

Предложить новость

 
Название*

Привязка к разделам*
Детальное описание*
Ничего не найдено
Детальная картинка*
Защита от автоматического заполнения CAPTCHA
Введите слово с картинки*:
Яндекс.Метрика