Школьные ноу-хау
Думаю, никто не станет спорить, что уровень загруженности современных школьников сегодня высок донельзя. Помимо выполнения обычного домашнего задания, объемы которого в разы больше того, что задавали в детстве нам, родителям и бабушкам-дедушкам нынешних учеников, ребята с начальной школы готовятся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, делают достаточно сложные проекты по географии, биологии, ОБЖ, истории или «окружайке», что отнимает немало сил и времени.Казалось бы, здесь на выручку школьникам должны прийти рисование, музыка, физкультура или те же шахматы – школьные предметы, на которых ребята смогут морально отдохнуть, отвлечься от интеллектуального труда творчеством, выплеснуть свои эмоции на бумаге, размяться в спортзале, гоняя мяч.
Главное - проект
Но оказалось, что сегодня уже и эти некогда всеми любимые предметы строгая система оценок превратила в обязаловку. К примеру, если в наше время достаточно было просто нарисовать картинку на уроке рисования, а на трудах девочкам – сшить фартук или приготовить винегрет, а мальчикам – смастерить скворечник, чтобы получить пятерку, то сегодня этого недостаточно.Так, на рисовании, или, как оно теперь называется, «изобразительном искусстве» (изо), теперешним школьникам приходится не только рисовать, но и лепить, клеить, ваять, выполняя все по строгим правилам.
На трудах, то есть на технологии, мальчиков и девочек вроде, как и прежде, учат шить, готовить, пилить и строгать, но в современном варианте все это превращается в проектную деятельность, где каждое свое действие надо зафиксировать фотографией и расписать план. Что интересно, подобные проекты школьникам задают даже по физкультуре.
А если не художник?
Понятное дело, что и оцениваются все эти проекты и художественные инсталляции гораздо строже, нежели обычный рисунок или банальный фартук.А поскольку не все рождаются художниками, рукодельницами или спортсменами, то неудивительно, что отметки многие ребята получают в лучшем случае удовлетворительные. И в итоге хорошо успевающий по общеобразовательным предметам ребенок превращается в неуспевающего. Кто-то из родителей мирится с подобной ситуацией и не требует с сына или дочки отличных отметок по всем дисциплинам, считая, что главное – знания, а некоторые до полуночи клеят, шьют, строгают вместе с дитём или же нанимают репетиторов.
Все это мы почерпнули из опроса в социальных сетях, где попросили наших читателей ответить, как, на их взгляд, должны оцениваться творческие дисциплины. Родители, бабушки и дедушки на столь наболевшую тему откликнулись весьма активно. Стоит отметить, что некоторые мнения были весьма полярны.
Елена Л:
– Такие уроки, безусловно, нужны. Но дети разные, и способности разные. Как можно оценить то, что дано ребёнку? Старания можно оценить, но не результат. Можно к вариантам добавить «оценивать, но не выставлять в журнал». К физкультуре тоже этот момент относится. Как можно нормативы давать детям, ведь физические возможности у всех разные?
Наталья Л.:
– Плюсуюсь: на физкультуре оценки тоже излишни. То, что для здоровья, должно быть в радость. При беге и прочем достаточно оценивать время. А за силу-ловкость-выносливость дети и без нас соревнуются, особенно мальчишки.
Ольга К.:
– Их надо исключить из школьной программы в том виде, в каком они сейчас там пребывают. Для тех, кто желает и способен петь-рисовать, есть дополнительное образование. В школах же сегодня реалии таковы, что ребёнок, послушав Кабалевского с его маршем, получает на дом задание НАРИСОВАТЬ марш! Как и зачем рисовать марш во втором классе?!
Вера Т:
– Отметки должны быть по всем предметам, иначе на «вольные» никто ходить не будет.
Владимир П.:
– Пение-рисование-рукоделие? В каждом из них есть то, что можно и нужно оценивать. Техника рисунка оцениваться не должна, потому что не каждому дано. Но вот, например, показать в рисунке, каким бы неумелым он ни был, понимание, что такое перспектива, вполне возможно даже без способностей к рисованию. Почему бы это не оценить?
Мнение специалиста
На условиях конфиденциальности ситуацию согласилась прокомментировать педагог Наталья Васильевна Б.:– Я считаю, что в образовательном процессе все предметы важны: и литература, и русский, и математика, и изобразительное искусство, и технология. Потому что все это не только дает базовые знания, но и расширяет кругозор ученика. Да, изменились подходы к преподаванию, сегодня мы стараемся увлечь детей проектной деятельностью, но проекты зачастую рекомендованы не всем, а тем, кто действительно увлечен предметом.
Если же говорить о системе оценок, то по русскому языку и литературе или по алгебре с геометрией, конечно, проще оценить работу: грубая ошибка – минус балл. А что касается изо, музыки, технологии или физкультуры, то здесь сложнее, ведь у каждого ребенка свои творческие и физические возможности. Поэтому, на мой взгляд, оценка тут не должна быть строгой. Тем более что порой она может негативно сказаться на общих показателях ученика.
Конечно, как и везде, многое в нашем деле зависит от человеческого фактора – один педагог строг, другой, наоборот, мягок, один пришел работать с душой, а другой – отбывать часы. Да и с детьми работать нелегко, потому что кому-то нужна похвала, и он за это горы свернет, а кто-то нуждается в твердой руке, чтобы «встать на рельсы». В целом же в преподавании любых дисциплин нет строгих правил, есть методические рекомендации, планы урока, и уже мы решаем, как строить отношения с учениками. В наших силах сделать так, чтобы на наш предмет шли с удовольствием.
Фото: из открытых источников.