Школа как предчувствие

Светлана МАЛЯВСКАЯ
14.08.2020 12:50
Готовь Саню (Сеню, Маню и т.д.) летом.

    Можно сказать, для учителей, учеников и их родителей август пахнет сентябрем. Еще пара недель каникул – и начнется учебный год. В эти дни приходится решать множество вопросов – от покупки формы, ранцев и тетрадей до категорического нежелания чада идти 1 сентября в школу. Ряд актуальных тем мы обсудим с Ольгой Дувалиной , кандидатом психологических наук, доцентом Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

    Надо не забывать, что семилетний возраст сопровождается кризисом. До этого было дошкольное детство, ребенок находился в домашней среде, преобладающая деятельность – игровая. Школа – это уже взрослая среда. Ребенок понимает, что ему надо нести за себя ответственность. Это серьезное испытание, здесь очень нужна поддержка родителей.

   Каникулы особого режима

    – Ольга Николаевна, есть родители, которые переживают, что этим летом из-за ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции дети не смогли нормально отдохнуть. Привычные лагеря и площадки практически не работали, поездка к морю – настоящий квест. Вот и приходилось ребятам, пока родители на работе, сидеть на диванах с гаджетами или гулять по торговым центрам.

    – Вопрос, как организовать досуг ребенка, был актуален всегда. Но особенно остро для многих пап и мам он встал, когда был введен режим ограничений. Конечно, эти летние каникулы не похожи на другие. Однако говорить, что все возможности для детского отдыха свелись к гаджетам, несправедливо. На самом деле развлечений предостаточно, было бы желание их найти – открыты парки, музеи, в Калужском бору, например, уже который год работает прокат велосипедов – найдите время для совместной прогулки в этом чудесном месте! Также в нашем Музее космонавтики много новых программ, даже онлайн.

    – Недавно побывала в национальном парке «Угра». Там хорошие познавательные маршруты пешие и велосипедные, которые будут интересны и детям, и взрослым.

    – Даже пойти вечером прогуляться, посмотреть августовское суперлуние уже интересно. Совместные прогулки объединяют детей и родителей. Из таких мелочей и строится досуг, такое запоминается ребенку надолго. Это, как в известном изречении, счастье в мелочах! Мы любим сетовать, что все закрыто, а на самом же деле – было бы желание провести время с ребенком, заинтересовать, предложить вариант досуга. Понятно, что папы и мамы работают, устают, но не стоит отнекиваться: «Сам куда-нибудь сходи, займись чем-нибудь, погуляй». Зачастую мы не хотим организовывать отдых детей и свой собственный. Значительно проще просидеть дома перед телевизором или телефоном. А на самом деле очень много доступных вещей!

    – Есть другая категория родителей. Они беспокоятся, что дети на удаленке не все выучили, книги из списка на лето не прочитаны… Нужно ли занимать учебой последние дни каникул?

    – Конечно, обучение строится на повторении. Рекомендуется родителям на каникулах повторять с детьми школьный материал. Особенно это касается младших школьников, поскольку навыки у них не настолько отточены. Сейчас для начальной школы выпускается много тетрадей для повторения пройденного материла в игровой форме. Они есть в свободном доступе. 2-3 раза в неделю можно по ним заниматься. Также желательно повторить материал и ребятам постарше. Однако не будет большой проблемы, если дать ребенку отдохнуть до конца августа. Значительно лучше, если ваш ребенок придет в школу хорошо отдохнувшим и эмоционально, и физически. В любом случае школьное обучение начинается с повторений пройденных тем. Учителя и психологи единодушны – первые две недели ребенку необходимы, чтобы «вспомнить всё!», опять войти в школьный режим, освежить то, что за летние каникулы затерялось в лабиринтах памяти.

   Куклы в ранце

    – С особенным чувством ждут 1 сентября родители первоклассников. Как, с психологической точки зрения, определить готовность ребенка к школе?

    – Готовность к школьному обучению, как правило, оценивается в комплексе. Это и интеллектуальная, и психологическая, и физическая, и мотивационная, и социальная, а также другие виды готовности ребенка к школе. Говоря о возрасте, специалисты сходятся во мнении, что оптимальный возраст готовности к школьному обучению – семь лет. Здесь важно понимать, что готовность учиться в школе не определяется одними лишь умениями читать и писать! Здесь и возможность концентрировать внимание, запоминать учебный материал, умение определенное время усидеть на месте не отвлекаясь, а также появление самой познавательной мотивации. Все это залог успешного обучения. Психологическая же готовность ребенка определяется прежде всего тем фактом, что игра постепенно перестает быть основной формой деятельности ребенка. К семилетнему возрасту игрушки уходят на второй план, на первом – познавательная деятельность. Ребенку интересно общаться, получать новые знания. Ребенок стремится больше узнать интересного – увеличивается его познавательная активность. Он может контролировать свое поведение, становится более самостоятельным и способен взаимодействовать со взрослыми помимо своих родителей. С возрастом ребенок становится более социальным.

    Когда для мальчика или девочки игрушки важнее, психологическая готовность к обучению в школе сформирована не в полной мере. Это можно определить невооруженным глазом: если ребенок в первый класс берет с собой игрушки, на переменах с ними играет, усаживает на парту – малыш только на стадии формирования готовности к обучению. Отчасти это зависит от зрелости мозговых структур, отчасти – от ситуации в семье.

    Очень важно понимать, как у ребенка развита мелкая моторика рук – он должен правильно держать ручку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Первокласснику необходимо уметь ориентировался во времени и пространстве, владеть навыками самообслуживания: одеться, собрать портфель, накрыть на стол и т.д.

    Тестов для того, чтобы оценить интеллектуальную готовность, существует масса. Случается, что дети путаются в дате своего рождения, не могут определить, где правая, а где левая сторона, затрудняются находить сходство и различие предметов. На эти моменты тоже требуется обращать внимание.

    Еще одна необходимая составляющая – мотивационная готовность. Она тоже зависит от психологической зрелости ребенка, а также формируется в процессе воспитания. Если ребенок хочет в школу, чтобы носить форму, красивый ранец, с точки зрения психолога, он еще недостаточно готов. Хотя эти атрибуты тоже важны. Будущий первоклассник должен хотеть учиться, узнать что-то новое, в будущем получить профессию.

    Состояние здоровья тоже важно. Отдельно отмечу логопедическую готовность. Думаю, все родители понимают, что сформированная речь обеспечивает нормальное обучение. Если, например, ребенок не выговаривает буквы, звуки, то и писать будет с ошибками.

    Хочу сделать ремарку – дети растут и развиваются по-разному, но в начальных классах все более или менее психологически выравниваются. Если есть небольшое отставание – это некритично. Стоит чуть больше помочь ребенку в освоении школьной программы.

Фото из открытых источников.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика