В течение двух месяцев в калужских школах проходили «уроки доброты», где школьникам рассказывали о тех, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями здоровья. Но это были не просто рассказы. Организаторы конкурса - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия», Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» и КРОО «Город надежды» - ставят перед собой задачу убрать те барьеры, которые мешают здоровым детям и детям с инвалидностью вместе играть, общаться, учиться и просто спокойно воспринимать друг друга. Их цель – сделать так, чтобы люди с особенностями развития не стали изгоями, не ограничивались жизнью в четырёх стенах. А для этого требуется изменить сознание и привычки общества, и начинать надо с детей.
- Важно организовывать такие мероприятия как можно чаще, - отметил в приветственном слове заместитель городского головы Калуги Юрий МОИСЕЕВ, рядом с которым занял место на сцене шестилетний Лёша Петров. – Да, мы все разные, но у каждого есть своя миссия на этой планете.
Участники фестиваля писали друг другу письма, рисовали открытки и плакаты, снимали видеоролики. Традиционно на конкурсе присутствовали такие номинации, как фотоработы на тему «Мы – разные, каждый – неповторим!», эссе «Я и особый ребёнок: наши возможности» и журналистские работы.
В этом году формат жанров работ юных репортёров существенно расширился. Светлана Шарова из 24-й гимназии провела видеоопрос на улицах города на тему доступной среды, Анастасия Юрова из той же гимназии устроила экскурсию-интервью в специализированную библиотеку для слепых имени Н. Островского, а Алина Кулагина из 10-й школы написала рецензию на фильм «Волшебник» режиссёра М. Морскова.
По традиции конкурс завершился праздником. Мастер-классы и концерт с награждением победителей прошли в филиале 6-й калужской школы, расположенном на Правобережье. Участников фестиваля поздравляли представители городской власти. Победители получили призы и подарки, в том числе и от нашей газеты.
Артём АКСЁНОВ, школа № 12:
«…этим летом в нашей деревне на даче появилась особая девочка. Она часто приезжала на велосипеде в гости к моему соседу-другу Мишке. Я понимал, что она намного старше нас, но меня удивляло ее поведение: Катя говорила отрывистыми фразами, громким голосом, повторяя одно и то же. Мишка общался с ней, как с обычным сверстником. А мне всегда было смешно.
Но я очень благодарен моей маме. Она помогла мне посмотреть на эту девочку другими глазами. Мама много рассказывала мне о проблемах и достоинствах особых детей, о том, что у таких детей свой особый мир. … Катя оказалась искренней, непосредственной девочкой. Она умеет радоваться по-своему самым простым и обычным вещам: порхающим бабочкам, прыгающим кузнечикам. У неё всегда бывает хорошее настроение, которое передается и нам с Мишкой… Её непосредственность меня обезоруживала. И чувство жалости уступило место пониманию, доверию, уважению.
Я понял очень важную вещь: мы взаимно нужны друг другу – обычные дети – особым, а особые дети – нам. Они нас делают добрее, а мы помогаем им чувствовать себя полноценными людьми».
Мария ГЛЕМБА, школа № 10:
«… Эти дети, особые дети - безумно сильные и отважные люди. Очень многим взрослым стоит у них поучиться. У них есть мечта, к которой они идут, ежедневно преодолевая боль, трудности этого пути. Эти дети кажутся взрослее своих ровесников, ведь то, через что они проходят, не по силам и взрослым.
Мы часто утешаем себя разговорами о том, как много сейчас делается для людей с особыми потребностями. Но оглянитесь вокруг! Много вы видите таких людей на улицах города? Нет! Они сидят в четырех стенах своих квартир и домов, чтобы не нарушать нашего мнимого спокойствия. А если есть у них желание не сдаваться, работать на пользу себе и окружающим, то они сталкиваются с непреодолимыми препятствиями государственного масштаба, преодолеть которые им уж точно не под силу.
Нашему обществу надо меняться, и первое, с чего, на мой взгляд, нужно начать - это создать для всех детей одинаковые возможности.
Но, главное, помните: общество состоит из множества людей, и чтобы оно поменялось, каждый должен начать с себя, со своего сердца. Мы, дети, к этому готовы!»
Денис ШАМОЙЛОВ, школа № 23:
«В нашей семье трое детей: мой особый брат Илья, я и младшая сестра Кристина.
Мой особый брат Илья (ему 13 лет) не может передвигаться самостоятельно. У него ДЦП. Никто этого не хотел и не мог предвидеть. Так получилось. Я горжусь своими родителями, потому что они не побоялись трудностей, не оставили Илью один на один со своей бедой, а окружили его заботой, вниманием и любовью, отдали ему свои душу и сердце».
Фото: Наталья ЛУГОВАЯ и МБУ «Центр «Стратегия».