Унылая география, вялая физкультура

Михаил БОНДАРЕВ
24.12.2019 07:00
Калужские школьники показывают слабые знания по ряду предметов.

    В современном обществе противоречия вызывает тема оценки качества знаний школьников. Учителя постоянно сталкиваются с различными проблемами. Родители в свою очередь жалуются на необъективную оценку знаний детей. К сожалению, по итогам экспертизы выделяется достаточно много школ, которые показывают стабильно низкие результаты. И чтобы решить эту проблему, разрабатываются специальные программы по поддержке таких образовательных учреждений.

    Министр образования и науки региона Александр Аникеев:
    - Само понятие качества образования предполагает, что это должна быть какая-то измеримая величина. Соответственно под это должны быть подобраны измерители. Но пока еще в образовательной практике не выработано адекватных параметров. И в настоящее время мы стоим на пороге формирования единой общегосударственной системы оценки качества образования. Это очень важно и крайне необходимо.

   Африка в Южной Америке?

    В прошлом учебном году несколько школ региона приняли участие в Национальном исследовании качества образования (НИКО). В частности, по географии уровень знаний проверяли у учеников 7 и 10 классов. У семиклассников проверялись знания названий крупных географических объектов, умение работать с географической картой, таблицами, графиками, иллюстрациями и текстами. Исследование показало, что из 115 семиклассников примерно каждый пятый знает предмет на двойку. (Утешает лишь то, что это лучше, чем в среднем по России, где двойки у 33 процентов школьников). А вот троек значительно больше - 60 процентов. На хорошо и отлично справились лишь чуть больше 15 процентов детей.

    У десятиклассников проверялись знания специальных понятий, таких как плотность, естественный прирост и миграция населения, природные ресурсы и их виды. Особое внимание отводилось знанию отраслей экономики государств. И здесь картина, мягко говоря, достаточно серая. И если двоек всего чуть больше двух процентов, то тройки получили 87 процентов старшеклассников. Отличных оценок вообще нет. Это, конечно же, печально, но еще раз повторим - в исследовании приняли участие всего несколько школ, школы Калуги и Обнинска не проверялись.

    Недавно стали известны итоги международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних школьников PISA за 2018 год. Это исследование определяет уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности подростков. По сравнению с предыдущими исследованиями Россия, к сожалению, потеряла несколько позиций. Ученики российских школ по всем трем показателям заняли места в четвертом десятке мирового рейтинга. По уровню естественно-научной грамотности российские школьники оказались на 33-м месте среди других стран-участниц, по уровню математической грамотности - на 30-м, читательской - на 31-м. По первому показателю у нашей страны 478 баллов (для сравнения: у лидера рейтинга, Китая, - 590), второму - 488, третьему - 479. 

   Дети стали менее подвижны

    По предмету «Физическая культура» в НИКО приняли участие ученики шестых и десятых классов, которые имеют основную медицинскую группу и допуск врача. Школьники выполняли стандартные упражнения на развитие основных групп мышц, гибкости, координации и равновесия. Также ученики демонстрировали умения из базовых игровых видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, пионербол). Выполнение заданий в каждом классе оценивали не менее двух экспертов, опытных учителей физкультуры, но работающих в других школах. Кроме этого, проводилось анкетирование. Ребята отвечали на вопросы о своих увлечениях и досуге: какие школьные предметы им нравятся, чем занимаются в свободное от учебы время, сколько времени проводят за компьютером и в интернете, занимаются ли спортом. Оказывается, школьники довольно много времени проводят в интернете, стали менее активны, мало детей и подростков, занимающихся в спортивных секциях.

    Исследования показали, что с физкультурой хуже обстоят дела в шестых классах. Не справились с заданиями 4,5 процента учеников. Тройки почти у 48 процентов детей. В десятых классах порадовало то, что двоек нет, но тройки получили около 37 процентов старшеклассников.

   Среди лидеров - сельские школы

    Конечно же, все эти локальные результаты вовсе не говорят от том, что у нас школьное образование погружается на дно или катится под гору. Но сегодня становится очевидно, что запросы государства в отношении качества образования и запросы граждан, к сожалению, очень разнятся. По результатам независимой экспертизы, которую проходят абсолютно все школы, ведущие позиции занимают отнюдь не те школы Калуги и Обнинска, которые всегда на слуху, так называемые флагманы системы образования. Они занимают далеко не первые строки в рейтинге. Наоборот, на лидирующих позициях зачастую оказываются небольшие городские и сельские школы, которые отличает теплая домашняя обстановка.

    В будущем году мы, конечно же, продолжим тему участия калужских школьников во всероссийских проверочных работах и других исследованиях качества образования.

    Результаты НИКО по учебному предмету «География»

7 класс:
  • В среднем по России - двойка (33,2%), тройка (53,4), четверка (12,5), пятерка (0,9);
  • В регионе - двойка (24,3%), тройка (60), четверка (14,8), пятерка (0,87).
10 класс:
  • В среднем по России - двойка (6,8%), тройка (86,5), четверка (6,5), пятерка (0,16);
  • В регионе - двойка (2,2%), тройка (87), четверка (10,9), пятерка (0).
    Результаты НИКО по учебному предмету «Физическая культура»

6 класс:
  • В среднем по России - двойка (4,7%), тройка (34,7), четверка (42,8), пятерка (17,8);
  • В регионе - двойка (4,5%), тройка (47,7), четверка (32,4), пятерка (15,3).
10 класс:
  • В среднем по России - двойка (2,8%), тройка (31,6), четверка (43,9), пятерка (21,7);
  • В регионе - двойка (0), тройка (36,9), четверка (40). пятерка (23,1).

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика