Профессор боевых искусств

Антон БОГУН
24.04.2020 17:02
Александр Масютин познал философию восточных единоборств.

    Я познакомился с этим удивительным человеком сорок лет назад. И при не менее удивительных обстоятельствах. В обнинском народном театре ставили «Ящерицу». Чтобы осуществить замысел Веры Бесковой, актёры должны были освоить специфическую пластику всевозможных животных. Вот тогда-то мы и узнали об Александре Масютине, который ставил эту пластику с помощью так называемых имитирующих стилей ушу. В итоге «Ящерица» стала одной из самых ярких и оригинальных постановок театра Бесковой, а я влюбился в китайскую гимнастику. В этом году заслуженному мастеру боевых искусств Александру Масютину исполнилось 70 лет. И мы снова встретились. После стольких лет!

   Увлечение из детства

    - Как вообще получилось, что вы занялись не просто боевыми искусствами, а таким экзотическим направлением? Ведь в советское время даже каратэ и дзюдо были не в чести, а уж про ушу до нас только слухи доходили.

    - Я провёл своё детство на юге Казахстана. А там кого только не было: и казахи, и китайцы, и русские, и кавказцы. Очень помог бокс, с которого я начал познавать мир боевых искусств. Веская причина, которая заставила заниматься, – слабое здоровье. В детстве я серьёзно заболел туберкулёзом костей. Там то жара, то холод, ледяные речки. Пол у нас был земляной, ходили по нему босиком. В общем, я перенёс несколько операций.

    В больнице познакомился с ребятами из нашего «Шанхая». Корейцы, китайцы. Потом, после санатория, я приезжал к ним в гости, подружились. А там они жили как пауки в банке – вечные драки между разными диаспорами. Так вот мои друзья использовали в этих схватках боевую технику. И я потихоньку начал подглядывать и осваивать цюань-фа.

    - Тогда вы и решили посвятить свою жизнь боевым искусствам?

    - О, нет! Я поступил в Томский политех на специальность, очень далёкую от спорта. Но свободное время проводил в спортзале с боксёрскими перчатками. К тому же помимо бокса я уже умел кое-что другое. Там же начал практиковать йогу, закаливание.

    - Но ведь этим ваш спортивный арсенал не ограничился?

    - Мне везло. Жизнь сталкивала с удивительными людьми, благодаря которым я постоянно учился чему-то новому.

    Однажды познакомился с бойцом из секретного подразделения на Курилах. Их натаскивал великий мастер из Японии: карате, дзю-дзюцу, айки-дзюцу, ниндзюцу. Впервые я увидел, кто такие ниндзя. Уникальная работа! Там не было никаких выстрелов, всё бесшумно, и даже никаких кулаков, только пальцы. Работа по точкам, суставам. Удержание, уничтожение. И там использовалось всё: пол, стенка, угол, земля, деревья, камень. Любой предмет становился оружием, даже обычный журнал. Мне довелось четыре года заниматься с этим мастером.

    - Всё это, как я понимаю, было на уровне увлечения. Как вы смогли пробиться в официальный спорт?

    - После Томска был Новосибирск. Из восточных единоборств кроме дзюдо стало выходить из сумрака каратэ. А я был первым аттестованным мастером. Корочка открыла путь. Сначала стал старшим тренером, затем создал свою школу. Через неё, кстати, прошёл и один из будущих мэров Обнинска – Михаил Шубин. А в 1978-м меня пригласили в Москву проводить сборы и аттестации.

    В Москве не получилось с жильём, мы изъездили всё Подмосковье, но мне ничего не понравилось. И вот однажды начальник главка МВД буквально за шкирку потащил меня в Калужскую область. Заехали в Обнинск. Я решил погулять по городу и незаметно для себя влюбился в Обнинск. И тут уже всё пошло-поехало: тренировки, театр.

    - А чья идея была применить ушу на сцене?

    - Это всё Вера Петровна Бескова, которая недавно ушла от нас. Когда она увидела имитирующие стили в моём исполнении, сразу загорелась идеей, чтобы её актёры в пьесе «Ящерица» двигались именно так.

   Против лома есть приём

    - Сейчас можно часто слышать: «Школа Масютина! Свой стиль!» Какой может быть свой стиль, если всё уже придумано, что можно ещё изобрести? В чём ваша уникальность?

    - В том, что мы не разучиваем приёмы: вот это приём от ножа, а вот это приём против лома, а вот это приём против захвата. Ничего подобного. Мы учимся владеть своим телом, мы учим это тело реагировать на те или иные внешние воздействия. Это универсальная система, окунаясь в которую, ты выходишь на самые разные стили.

   - Звучит очень философично. А как на практике?

    - А на практике… За 15 лет существования школы мы набрали полторы тысячи медалей по десяти федерациям боевых искусств.

    Бой нельзя вести по формуле. У меня главный акцент на подготовку организма к адекватному восприятию окружающих тебя условий. А это всё – и данные противника, и наличие оружия и его вид, пространство, опора под ногами. За основу я взял китайскую гимнастику тай-цзицюань, например, даосское монастырское направление, уданскую школу.

    - Почему именно Удан?

    - Они сохранили древние традиции, целый пласт имитирующих стилей ушу. То есть человек как бы перевоплощается в тигра, дракона, журавля, змею или черепаху.

    - Как-то я плохо себе представляю бойцовскую черепаху.

    - Тут дело в другом. Черепаха в даосизме – символ долголетия. Этот стиль широко применяется в уданской школе цигун, который я тоже практикую. Представьте себе, мы на 90 процентов состоим из воды. Вода – это энергия, энергия – жизнь. В течение всего дня мы – бурный стремительный поток. Но, практикуя цигун, тай-цзи, мы успокаиваем его и превращаемся в тихую реку. Чем плавнее и медленнее мы двигаемся, как черепахи, тем больше сохраняем энергии, а стало быть, продлеваем жизнь.

    - К чему все эти перевоплощения?

    - Люди сами не знают, насколько они уникальны, насколько универсальны. Люди не используют и доли того, что им дано природой. И эти перевоплощения помогают раскрыться. Цель – вдохнуть жизнь в каждую клеточку своего организма.

    - Так вы сегодня пришли к лечебной физкультуре?

    - Всё неразрывно. И военно-прикладной аспект, и оздоровительный. Людям после работы нужно отвлечься, восполнить растраченную в течение дня энергию.

    - Получается?

    - Если бы не получалось – не приходили бы. А вообще вы этот вопрос задайте Владиславу Шапше. Пока он был мэром Обнинска, регулярно посещал занятия по тай-цзицюань. И, как видите, он в прекрасной форме.

    - У вас, я знаю, и семья такая же боевая.

    - Да. Не без гордости могу сказать, что моя дочь владеет техникой тай-цзицюань как никто у нас в стране. Сын тоже пошёл по моим стопам, но его больше интересует военно-прикладной аспект. Но я думаю, что с возрастом оценит и внутренний компонент боевых искусств. Именно он является залогом победы ещё до начала поединка. Собственно, главное мастерство как раз и заключается в том, чтобы погасить весь негатив ещё до того, как он превратится в конфликт. Уж поверьте, я занимаюсь этим больше полувека.

Фото из личного архива Александра Масютина.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика