Разговор с Сергеем напоминает сюжет криминальной драмы. Разборки с крепкими ребятами из бандитского Петербурга, погони, драки, убийства... Участие в двух чеченских кампаниях и побег из ваххабитского плена... Год, проведенный в боях за освобождение территорий Луганской Народной Республики, ранения, скитания в госпиталях.
Милицейская волна
Сергей – коренной малоярославчанин, окончил городскую школу №4, получил специальность инженера-системотехника в Обнинском ИАТЭ НИЯУ МИФИ, но поработать по ней Сергею не довелось: в 1989 году он поступил на службу в милицию. 30 лет отработал в органах внутренних дел «не за страх, а за совесть», до выхода на заслуженный отдых в 2011 году в звании майора милиции. Начинал младшим лейтенантом – опер-уполномоченным ОБХСС. Контролировал предприятия торговли, бытового обслуживания и общепит. Здесь же вступил в ряды КПСС. Не без его участия были раскрыты крупные дела.
В милиции Сергей освоил все необходимые навыки, которые впоследствии пригодились ему во время военных операций: владение стрелковым и холодным оружием, саперное и взрывное дело и многое другое.
Когда ОБХСС переименовали в ОБЭП, Сергей Локтев специализировался на мошенничестве. В это время ему пришлось бывать в частых командировках по стране. Довелось поработать и в Санкт-Петербурге.
– Это было время захватывающих стычек с преступниками, со стрельбой и погонями – почти как в кино, – делится Сергей.
После Питера снова Малоярославец, теперь уже отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Здесь тоже пришлось применять оружие, ведь категория людей, с которыми приходилось работать, весьма специфическая.
В 2003 году Сергей переходит на службу в транспортную милицию. Эти события совпадают со смертью любимого отца – Петра Ефимовича. Душа требует перемен.
И сейчас он находится в прекрасной физической форме, которой позавидует любой 30-летний мужчина. Сказывается отсутствие вредных привычек, которое сформировалось еще в родительской семье, и регулярные занятия спортом.
Позывной «Эстет» ему дали за пристрастие к холодному оружию и принятие пищи с ножа. А еще товарищи ласково называли его «Батя»: за старшинство, духовную зрелость, ответственность и заботу о тех, кто рядом.
В своем доме в деревне Чулково под Малоярославцем Сергей обретает мир и душевное равновесие. У этого дома характер и вкусы хозяина. На стене хозпостройки укреплена мишень для метания ножей: этот навык он теперь передает внуку. Прихожая уставлена спортивными снарядами, на стенах развешаны коллекции холодного оружия. Одних только ножей штук двести. Некоторые предметы подарены Сергею боевыми товарищами или просто попутчиками.
Территорию охраняет немецкая овчарка Ирма. Под стать хозяину она эстетка и патриотка: так ревнует Сергея к посторонним, что ее приходится привязывать к дереву, пока гости проходят в дом.
В центре Детчина установлен воинский мемориал, на котором высечены имена родственников Сергея Локтева, погибших в годы Великой Отечественной войны. Только нет на нем имени Ефима Локтева – его прах покоится в одной из братских могил Зайцевой Горы.

До войны Ефим Петрович с супругой Матроной Григорьевной жил в деревне Верхние Горки Детчинского сельсовета Малоярославецкого района. Они дали жизнь одиннадцати детям, в живых остались девять.
Ефим Локтев был председателем местного колхоза. Когда зимой 1942 года немцы захватили территории Детчина, своих людей они расквартировали и в Верхних Горках. В доме Локтевых вальяжно расположились несколько солдат и офицеров – немцев, финнов и венгров.
Войдя в деревню, враги сразу же кинулись искать евреев и партийных. Ефим Локтев был беспартийным, а внешне очень походил на еврея, хотя в роду были казаки и цыгане. Его мама, цыганка Варвара Афанасьевна Синицкая, была известной знахаркой-целительницей.
Ефима Петровича сдала врагам односельчанка Мария Кочетова. Увидев его, немцы решили, что он к тому же еще и еврей, и повели на расстрел. Но, обнаружив, что он не обрезан по старинному еврейскому обычаю, остановились. Ефим Локтев заверил немцев, что он казак. Тогда они приказали отдать им зерно с колхозных складов. Ефим Петрович согласился, но уговорил врагов не забирать еду со дворов крестьян. Так и сделали.
Чудом остался жив Пётр – отец Сергея, которому в то время едва исполнилось 11 лет. От лютого голода пацан стащил у сытого немца шмат сала. Тот ударил мальчишку кованым сапогом и направил было на него винтовку. Но Матрона Григорьевна заслонила ребенка собой, угрожая захватчику вилами. Немец отвернулся и… решил не проливать невинную кровь. Позже он даже угощал Петра конфетами «Монпансье».
Когда в деревню вошли советские войска, вновь объявилась «принципиальная» Мария Кочетова: рассказала нашим, как Ефим Петрович о чем-то договорился с немцами. Мол, предатель он. Те долго не раздумывали и вывели председателя к оврагу. Но тут за него вступились все жители: рассказали, что благодаря председателю их деревня стала единственной в округе, где немцы не ограбили ни одного двора. И наши отпустили Ефима Петровича с миром.
И тогда он сказал жене: «Немцы не расстреляли, наши не расстреляли, чья очередь дальше – гадать не хочу». И добровольно ушел в ополчение. На тот момент Ефиму Локтеву было далеко за 50. Брать на фронт возрастного многодетного отца не хотели, но он настоял.
Рассказывают, что сражался Ефим Петрович храбро и мужественно, хотя до этого был абсолютно мирным человеком. Так, вместе с регулярными частями он дошел до Зайцевой Горы – одной из самых кровавых высот Великой Отечественной войны. Там и остался лежать.
Когда Матрона Григорьевна поехала туда искать мужа, ей сказали, что, вероятно, он выкинул свой медальон, чтобы родные верили, что он жив. Спросила она про кучи, которые тут и там были разбросаны по огромной территории. «Это не кучи, – объяснили ей. – Это люди».
На передовой меня очень поддерживали воспоминания о моем дедушке по папиной линии – Ефиме Петровиче Локтеве. Однажды, когда пришлось совсем тяжко, дед пришел ко мне в каком-то смутном видении. «Обидно, дед, – говорю ему. – Ты погиб на войне, и я погибну». «Не дрейфь, внучок, живым останешься», – заверил дед. Как в воду глядел.
В горячих точках
В составе московского транспортного ОМОНА Сергей отправляется в Гудермес Чеченской Республики. В задачи спецназовцев входила охрана мостов, литерных поездов и других объектов от нападения ваххабитов.
– Полгода мы стояли под Гудермесом – городом, под завязку начиненным ваххабитскими и гелаевскими головорезами, – вспоминает Сергей. – Однажды меня три дня удерживали в плену, но не без помощи добрых людей удалось вырваться. В этом переплете мне передали гранату, которая впоследствии стала моим талисманом на СВО.

Сергей Локтев награжден многими наградами. В их числе нагрудные знаки «За службу России», «За верность долгу», «За службу на Кавказе», медаль «За воинскую доблесть». Но, пожалуй, самой дорогой для него стала медаль Суворова на СВО.

Суровая правда войны
17 октября 2022 года Сергей Локтев пришел в военкомат с намерением отправиться в зону спецоперации. С недоверием глядя на возрастного бойца, военком спросил: «Сможешь подтянуться на турнике?» В ответ Сергей сел на шпагат и стал на кулак: «Если кто-то еще сделает так же – уйду». «Годен!» – резюмировал военком.

После учебного центра в Балашихе калужан незамедлительно отправили на передовую, в село Маньковка Сватовского района Луганской Народной Республики. Сергея определили стрелком-гранатометчиком в роту «Угра» 5-го Калужского батальона. 17 января в боях под Изюмовкой в живых остались немногие, в их числе и Сергей.
Именно в этот трагический момент в тонком сне ему явился дед Ефим.
Сергей не любит говорить о войне. Вспоминая погибших товарищей, он отворачивается и ненадолго замолкает. Потом рассказывает об особенностях нынешних боевых действий, как будто пытается предостеречь тех, кто сейчас отправляется на передовую. Говорит об атаках FPV-дронов, бесшумных минах, от которых не стоит бегать: лучше всего лечь за стеной и накрыться бронежилетом. Тогда есть шанс на спасение.

В декабре прошлого года Сергей Локтев позировал художникам – участникам проекта «Герои нашего времени» в выставочном зале Дома художника областного центра. Они написали с него несколько портретов.
Большую поддержку участникам СВО оказывает Калужское региональное отделение фонда «Защитники Отечества». В его задачи входят юридическая и психологическая помощь, социальная адаптация, содействие при получении необходимых выплат, восстановлении утерянных документов. Кроме того, фонд организует медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, экскурсии, поездки и концерты.

- Социальный координатор фонда в Малоярославце Вера Карпухина не оставляет нас без внимания, - рассказал Сергей Локтев. – Интересуются бытовыми условиями, приглашают на ярмарки вакансий, предлагают путевки в санатории. В прошлом году сотрудники фонда организовали поездку на парад в честь празднования Великой Победы на Красной площади и обучение на курсах по психологии с проживанием. А недавно благодаря фонду мне посчастливилось побывать в калужском рок-подвале на концерте известной российской исполнительницы Мары. Это было незабываемо!
Ирина ТОКАРЕВА.
Фото автора и из архива Сергея Локтева.