Время сеять и время плоды пожинать

Игорь ФАДЕЕВ
16.10.2020 11:10
Какие дивиденды нам приносит «Калужское экономическое чудо»: пример автопрома.

    В 2007 году под Калугой заработал завод «Фольксваген Груп Рус». Он стал не просто первым предприятием калужского автокластера, но и, по сути, заложил фундамент новой экономики региона. А еще история прихода «Фольксвагена» впервые явила стране и миру беспрецедентную заботу нашего региона об инвесторах. Забота эта выразилась в том числе и в затратах бюджета на подготовку площадок и инфраструктуры для новых производств, и в очень комфортных для них льготных налоговых режимах. Плоды тех начинаний мы пожинаем сегодня.

   Как дела, автокластер?

    На прошлой неделе губернатор Владислав Шапша провёл рабочие встречи на двух предприятиях калужского автокластера «Фольксваген Груп Рус» и «Вольво Восток», чтобы оценить возможности дальнейшего развития этих заводов и их вклад в экономику региона. А вклад автокластера, действительно, весом. Например, только один завод «Фольксваген» производит шестую часть всей промышленной продукции области. Так что особый интерес главы региона к этим предприятиям вполне логичен.

шапша1.jpg
    Владислав Шапша:
    – В нынешний непростой для всех год в области особое внимание уделяется состоянию и перспективам развития промышленного комплекса. Регулярно проводим встречи с руководителями предприятий, сверяем наши курсы, обсуждаем меры, которые позволят бизнесу стабильно работать, а региону  вернуться на прежние показатели в экономике, занятости, доходах жителей. 

    До прихода на территорию будущего индустриального парка «Грабцево» немецких инвесторов из концерна «Фольксваген» эта калужская окраина представляла собой жалкое зрелище: заросший бурьяном и местами заболоченный пустырь. 15 лет назад трудно было представить, что здесь вырастет крупнейшее в регионе промышленное предприятие. Вот реальный пример того самого «Калужского экономического чуда», о котором так много написано.

    Завод «Фольксваген» производит в Калуге автомобили в рамках режима промышленной, а отнюдь не «отверточной» сборки. Автомобили, сходящие с его конвейера, с полным правом можно назвать калужскими по уровню локализации их производства. Здесь и полный кузовной цикл, и собственного изготовления двигатели. В планах – «местные» коробки передач.

    Сегодня в ООО «Фольксваген Груп Рус» трудятся почти 4 500 человек. Средняя зарплата составляет 85 000 рублей и является одной из самых высоких в промышленности нашего региона. 

    Завод «Вольво Восток» в индустриальном парке «Калуга-Юг» - практически ровесник «Фольксвагена». К тому же это первый иностранный инвестпроект в России по производству грузовых автомобилей. Всего за 13 лет своей деятельности «Вольво» реализовал в регионе пять инвестпроектов. Среди них - строительство заводов по производству грузовых автомобилей, экскаваторов, кабин для грузовых автомобилей, запуск сервисного центра грузовой техники, открытие таможенного департамента. Инвестиционные проекты «Вольво» тоже направлены на повышение локализации производства, в чём интересы руководства концерна и региона полностью совпадают.

    Средняя зарплата на заводе «Вольво Восток» - 65 000 рублей. В планах на ближайшее время - увеличение количества сотрудников.

   Кто в плюсе

    Сегодня на производствах кластера трудятся 11,5 тысячи человек. Понятно, что преимущества работы здесь одного из членов семьи видит вся семья. Помимо высокого уровня зарплат на всех предприятиях автокластера сотрудникам предоставляется весомый соцпакет: расширенный полис медицинского страхования (ДМС), новогодние подарки детям, материальная помощь к значимым событиям, есть возможность приобрести автомобиль со скидкой. Калужанам, наверняка, приходилось по утрам и вечерам видеть десятки комфортабельных автобусов с табличками на лобовых стёклах «Фольксваген», «Вольво», «Континенталь» и другими: сотрудников везут из дома на работу и обратно.

    Автокластер заинтересован в квалифицированных кадрах, профессиональной подготовке своих работников, повышении их квалификации. Заключаются договоры с Калужским филиалом МГТУ имени Н.Э. Баумана и Калужским техническим колледжем, где разработаны специальные программы для подготовки специалистов автомобилестроения.

    Технологии и организация производства в автопроме - пример для нашей исконной промышленности. Кстати, многие предприятия традиционной экономики по договорам выполняют заказы автокластера.

    Важно, что ни «Фольксваген», ни «Вольво», ни другие предприятия кластера населением уже давно не воспринимаются как чужие. Они активно участвуют в благотворительности, поддерживают городские и экологические инициативы.

    Но самое главное то, что автокластер сегодня работает на благо каждого жителя области. Скажете, слишком смелое заявление? Отнюдь. Например, за 13 лет «Фольксваген» перечислил в казну региона налогов на 21,5 миллиарда рублей, «Вольво» - около 4 миллиардов. Много это или мало? Вклад «Фольксвагена» сравним с затратами на строительство Северного обхода Калуги, вклад «Вольво» - грандиозного Дворца спорта в областном центре. Представьте, сколько на эти деньги можно построить менее пафосных объектов – дорог, школ, ФАПов. А сколько территорий благоустроить? А скольким нуждающимся помочь социальными выплатами?

    Ядро автокластера составляют три OEM-производителя: «Фольксваген Груп Рус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и российские предприятия концерна «Вольво».

    В структуру автопрома также входят 30 производителей автокомпонентов. 

    В 2019 году три OEM-про-изводителя калужского автомобильного кластера произвели в общей сложности более 195 тысяч автомобилей. 

Фото: Сергей ЛЯЛЯКИН.

Поделиться публикацией
Яндекс.Метрика